Книги по философии — рецензии

15 мая 2024 г. 00:16

21

3 Книга не является ни введением в пустоту, ни не-введением, ни тем и другим, ни не тем и не другим

Книга не является ни введением в пустоту, ни не-введением, ни тем и другим, ни не тем и не другим.

Книга легендарного советско-российского буддолога Андрея Терентьева «Беседы о пустоте» (транскрипт его лекций 2015–2016 гг.) предназначена, на мой взгляд, только для лиц, склонных к сухому академическому мышлению и при этом интересующихся буддизмом и буддийской логикой на очень продвинутом уровне. Обычному смертному практикующему книга вряд ли может помочь и будет, скорее, отвлекать от дхармической практики. Книга настолько далека от медитативно-созерцательной практики, насколько это вообще возможно.

«Беседы о пустоте» я мог бы назвать «буддизмом робеспьера» (если воспользоваться термином из соционической типологии, описывающим тип личности гиперрациональной интроверсии). Данная работа будет…

Развернуть

12 мая 2024 г. 06:40

49

5 Так говорил Заратустра

Так говорил Заратустра" - одно из самых известных произведений Фридриха Ницше. Его идеология о сверхчеловеке легла в основу современной философии и продолжает оказывать значительное влияние на науку, культуру и литературу. Эта книга подходит как для тех, кто серьезно изучает философию, так и для тех, кто ищет путь к своему истинному "я"

11 мая 2024 г. 18:39

45

3.5 Католицизм русского мозга

Книга представляет из себя сборник статей Семёна Франка, написанных в эмиграции на немецком языке и переведенных на русский для данного сборника. Франк позиционирует себя как русского философа, объясняя это, в основном, тем, что является философом, которому небезразлична судьба России, оказавшейся под властью большевиков. За границей обостряется чувство причастности к другому миру, который принято считать родиной, и Семён Франк открывает широкие ворота в этот мир - русского, по его мнению. Основной и почти что единственной чертой русского мышления Франк считает неотрывность от религиозного мышления. Русская мысль у него начинается с поэзии Пушкина, продолжается в произведениях Достоевского, затем получает поэтическое воплощение в символизме "Серебряного века" и только к началу XX века…

Развернуть

11 мая 2024 г. 18:35

580

2 "Духовная опасность" )

Для меня весьма удивительно, как можно это всё всерьез читать в 2024 году (и я вижу, что это происходит), когда хорошо структурированная информация о мировых религиях в их нормальной исторической форме вполне всем доступна, а это произведение выглядит всё же как нечто типа ирландского рагу с крысиными хвостами. Тем более, я знаю примеры, что оно заметно отупляет людей и делает неспособными к разумным рассуждениям о религии вообще. Еще конечно в книге очень забавный почти игнор ислама (включая суфизм), он поставлен ниже иудаизма и даже зороастризма (и вряд ли здесь на сайте собрались убежденные сионисты), но это так, для тех, кому это важно. Вообще же синкретисты попадают в ад любой конкретной религии )

9 мая 2024 г. 09:13

34

4 Невозможно ухватить

Что в этой книжке хорошо, помимо прочего, так это то, что она короткая. Бодрийяр крайне многословен. Книжка - импрессионистское полотно, путевые заметки в художественной форме с отсылками на всякое, этакая игра в бисер. При этом из объёма книги примерно пятая часть - чистое золото, свежие мысли и неожиданные наблюдения, часто выхватывающие (ну или кажется так) самую суть явления, или освещающие его с самой неожиданной стороны и угла. Проблема в остальных 4 пятых. Не скажу, что это говно, это не так. Но в основном вода и чисто субъективные наблюдения. И вот золото в этом всём тонет. Из-за этого я при всём желании, прочитав, не могу воспроисзвести перлы, которых там много, их всех смыло потоком других слов. Это дико бесит! Прав был Пелевин, всех французских философов 20-го века надо было…

Развернуть

8 мая 2024 г. 12:05

805

3 Антинатализм, всё тлен, плюс странная метафизика

Конечно, я его читал раньше, но теперь просто советую всем не тратить время, намного лучше сразу перейти к реальной традиции буддизма Тхеравады, хоть по русской плюс английской википедии, намного интереснее и приятнее. Это всё же как достаточно неудачная кавер-версия.

29 апреля 2024 г. 09:56

13

3

«Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше, - вторая книга, которую я не дочитала..


«Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» - прекрасная цитата, отвечающая на вопрос «-почему?»


Я остановилась на 55 странице, далее читать для меня было невозможным.


«Так говорил Заратустра», на мой взгляд, нужно читать очень осторожно, подвергая сомнению каждое предложение, каждое слово, каждую мысль.


Книга может как озарить человека, так и нанести ущерб. 


Мне было интересно погрузиться в идеологию Фридриха Ницше, и благодаря книге, я поняла, что она противоречит моим ценностям. 


Ну, а когда я прочитала, что философ страдал биполярным расстройством, то все встало на свои места. Пазл сложился.


Возможно, когда-нибудь я вернусь и дочитаю эту книгу, но точно не сейчас.


Развернуть

17 апреля 2024 г. 19:27

1K

3 Зачем вы это читаете? )

Специально для одного старого друга здесь ) Не совсем понимаю, почему Ницше продолжает вызывать такой интерес, ведь ясно же было показано, что весь его стиль мышления (а не только слабое здоровье) неизбежно приводил к психической перегрузке, и никто никогда не докажет вечное возвращение, потому что тогда я снова буду писать эту рецензию именно так, как я пишу её сейчас, да, и вы её будете так же читать и так вечно, но без доказательства )

14 апреля 2024 г. 19:55

39

3 Спойлер Читал 2 из 3

"Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" произвели необычные впечатления. С одной стороны, наводит на мысль о проводимой современной политике и ее методах, с другой, о жестокой, а порой, ужасающей откровенности, с которой автор говорит о предмете книг. И нельзя опровергнуть,что все новое, это хорошо забытое старое.    Прошло столько столетий, а человечество так и не научилось исправлять свои ошибки

Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" от издательства "Книга по Требованию" г.Москва можно заказать на озоне. Приятные глазу страницы и плотная бумага

11 апреля 2024 г. 14:49

72

3 Ни о чём

Не тяготеющему к философии читателю с лихвой хватит главы-вступления, написанной доктором философских наук Александром Павловым. Там профессор кратко, но, как по мне, исчерпывающе проходится по основным тезисам «Общества усталости». Почерпнуть из текста что-то новое после такого вступления становится затруднительно.

Если в двух словах, то главная мысль Бён-Чхоль Хана следующая: современный человек не свободен. Раньше человека эксплуатировали другие, теперь он эксплуатирует сам себя. В современном мире главенствует культ продуктивности и многозадачности, и это приводит в выгоранию и депрессии. Такое положение дел не является прогрессом - это регресс, а многозадачность как таковая - необходимое свойство диких животных, а не человека. Люди же должны уметь «притормозить», просто созерцать…

Развернуть

9 апреля 2024 г. 23:43

48

5

Я взялась за философию

Кореец Бён Чхоль Хан, пишущий свои философские трактаты по немецки, давно живущий в Берлине, наконец, переведен на русский.

В издательстве АСТ в серии ЛЁД вышло четыре не побоюсь этого слова, брошюры, книгами эти 100 с небольшим страниц назвать все-таки сложно, хотя издания красивые.

А суть-то у них вообще огонь!

Бёна Чхоль Хана есть плохая привычка: он пытается делать предложения настолько концентрированными, что читателю приходится подчеркивать каждое предложение в его книгах.

«Сегодня любовь позитивизируется как сексуальность, которая также подчиняется диктату достижений. Секс – это услуга. А сексуальность – это капитал, который нужно приумножать. Тело с его выставочной стоимостью приравнивается к товару. Другой сексуализируется в качестве возбуждающего объекта.…

Развернуть

8 апреля 2024 г. 16:25

57

1 "Узкий путь» мы сменили на экуменическую оргию

– Знаешь, я американец, а мы как-то больше любим равенство.
– Оно и видно! – взревел он. – Вот и катитесь в ад!

Так автор поговорил с иудеем. Разговор не склеился у него и с мусульманином. перед протестантами он извинился за упоминания чистилища, а вообще очень активно обращается в сторону гуруистов и буддистов. Не скажи он, что католик, я бы подумала, что Крифт - протестант: настолько активно он продвигает непреодолимое желание увидеть Бога. Казалось бы, мы уже давно живем во времена, когда лицо собеседника не так уж важно. Но не для Крифта, или правильно называть его американцем? Для американца важно, что люди выглядят по-разному, и это, по его словам, связано с многогранностью Божественной любви. Вершиной многогранности он считает страуса и повторяет этот пример как шутку несколько раз.

В…

Развернуть

6 апреля 2024 г. 22:34

6

4 Спойлер

Не смог дочитать книгу. Увяз. Во время прочтения был согласен с излагаемыми мыслями. Выводы сделаны важные - например, про необходимости объединения в себе двух полюсов лево и правополушарного мышления. Рацио и Иррацио.

https://www.livelib.ru/quote/46909918-kratkaya-istoriya-vsego-ken-uilber

Автор признает, что это большой труд. Однако при прочтении ускользает суть в нагромождении обоснований, взаимосвязей, холонов, графиков, векторов и прочее.

Такое ощущение, что, обладая недюжинным интеллектом, автор пытается сам для себя обосновать довольно банальные вещи. А простые объяснения его не устраивают.

Вероятно, в данном случае как раз будет полезнее с книгой ознакомиться с помощью GPT. Тут привёл ответы на пару вопросок о книге.

Хотя и не смог дочитать весь текст меньше 4ки ставить не готов. Для…

Развернуть

3 апреля 2024 г. 15:42

85

2.5

Добро не нужно созерцать – его следует творить. Это и есть добродетель – усилие, которое мы предпринимаем, чтобы вести себя правильно, и в самом этом усилии содержится определение добра.

Это было непросто. Две вещи, которые мешали наслаждаться книгой в течение чтения: торчащее из всех щелей эго автора и невероятное обилие воды.
Спустя время, перестав кипеть и свистеть как старый чайник, попробую структурировать своё впечатление.
1. Андре Конт-Спонвиль даёт собственное понимание добродетели. Текст пестрит цитатами философов и исследователей прошлого и настоящего как оттенение собственноличных мыслей. Однако зачастую цитаты оказываются интереснее, чем изложенное автором. Сложно сказать виноват ли в этом стиль изложения или перевод, но тяжеловесный текст с обилием самоповторов медленно…

Развернуть

29 марта 2024 г. 20:47

123

4 "Душа подобна путнику, перебирающемуся через шаткий мост."

Очень долго я подбиралась к этому труду. 12 лет понадобилось, чтобы приступить к нему. В итоге с трудом осилила последнюю книгу, где опять говорится о светлом будущем. Местами описания напоминали "Божественную комедию" Данте, местами при чтении вспоминала "Ночь Сварога". Понравилось то, как автор описывал свои духовные видения. Поставила 4, но ожидала большего от этого труда.

29 марта 2024 г. 19:08

107

3.5 Сто коротких рецензий. #37. Аристотель Один

Плешивые - не увечные 

Замечательный исторический памятник. Если развить дальше идею, что речь появилась у человека, чтобы освободить руки, то философия сравни изобретению станка или конвейера. Характер мышления Аристотеля здесь мало чем отличается от мышления современного человека, так что завоевание его учениками практически всей известной Ойкумены - это результат эволюционного скачка, который поставил греков на недостижимую высоту для окрестных варваров.

Но неспециалистам, по большому счёту, Метафизика не нужна. Пространные рассуждения про эйдосы, конечно, занятны, но абстрактным мышлением ребенок сейчас овладевает до школы и необходимости развивать его с помощью размышлений о разницы между единицей-эйдосом и единицей-цифрой ровно ноль. Для любительского изучения философии стоит начать…

Развернуть

27 марта 2024 г. 20:35

174

5 Надо представлять себе Сизифа счастливым

Подобно философскому архитектуру, автор прошелся по заросшим садом залам моего мировоззрения, осмотрел обломанные лестницы и руины коллон, ядовитый плющ на местах улыбчивых статуй, понимающе кивнул - и оставил на руках неясный чертеж, карандашный набросок более глубокого и ясного взгляда на мир. Возможность выстроить все заново. Ответ.

Диллема о смысле жизни многим знакома до болезненной мозоли. "Быть или не быть" - уже не вопрос. Но автор освещает его под другим углом, до просвечивающей цветной сердцевинки - а как БЫТЬ, если разумнее НЕ БЫТЬ? Чем заменить тягостное отсутствие в мире предназначения, порядка, целенаправленного устремления? Как и для чего существовать в этом безликом хаосе и пустоте? Можно ли жить в абсурде?

Автор рассматривает этот вопрос с трех позиций: абсурд в…

Развернуть

20 марта 2024 г. 15:04

43

5 Традиционализм есть сила народа

Не зная об учении Конфуцианства и жизни Конфуция (Кун-цзы), я начал эту книгу читать без бэкграунда. На удивление, шло легко и многое понимал. Учение Конфуция доминировала в Китае на протяжении двух тысячелетий, что показывает, мировоззрение конфуцианства не утратило актуальности. В учение Конфуция, отличающееся от религиозных норм, где господствующей силой является бог, а у Конфуцианства - мораль, традиционализм, любовь к родителям, правителю, быть добродетельным.  Книга сподвигла меня на изучение философии Китая, что действительно, Древний Китай имеет огромную, многовековую культуру, которой можно восхищаться. Однозначно, рекомендую

18 марта 2024 г. 20:23

53

4

Дэвид Юм - философ эпохи шотландского Просвещения, историк, экономист, библиотекарь и эссеист, который известен своей очень влиятельной системой философского эмпиризма, скептицизма и натурализма.

Книга Дэвида Юма «природа человека» вобрала в себя обширные темы, на которые рассуждает автор. Затрагиваются вопросы: политики, религии, происхождения идей, любовь, эстетика, искусство, совершенное государство, душа, даже чудеса, и природы их происхождения. В книге довольно бескомпромиссно и прямолинейно излагаются «непопулярные темы» -национальности, причём их аспект рассмотрения очень конкретизирован, без выбора слов и отсутствия желания кого бы то ни было обидеть, как думал, так и излагал.

Мне показались близки рассуждения Дэвида Юма о природе происхождения всех гипотез, мнений и вероятностей…

Развернуть

17 марта 2024 г. 16:56

64

4 Спойлер

Работа оказалась достаточно сложной для восприятия. Большие примечания, казалось бы, помогут, на деле часто уводили от темы рассуждения и забывал о чем шла речь.

Из заголовка первой части «Постановка проблемы» сразу понятно, что перед нами научный труд. Социолог М. Вебер своим исследованием решает определенную научную проблему. По идее она отражена в названии работы в целом, но не полностью: проблему нужно пояснить.

Протестанты больше вовлечены в капиталистический процесс, нежели католики. С появлением нового течения в христианстве не стоит связывать появление капитализма, но появился особый «дух», которого не было ранее ни в католицизме, ни в капитализме. Можно было б назвать это совпадением, только вот М. Вебер показывает на конкретных примерах, что представители католической веры не…

Развернуть
Miku-no-gotoku

Эксперт

ну, что Вы?! люблю деконструкцию...

15 марта 2024 г. 17:28

760

5 Манифест индивидуализма

Ещё обучаясь в вузе, на культурологии рассказывали об этой книге, как программном документе для культуры 20 века. Всех подробностей лекции не помню, но захотелось добраться до сути. Тем более про Ницше всегда пишут о его идее сверхчеловека и то, что он вдохновил одного "австрийского художника".

Вообще повествование не кажется каким-то архаичным, а вполне может укладываться и в концепцию модернизма, и в постмодернизм и в модный сейчас метамодернизм. Для модернизма характерен анализ, придание некоей научности, хотя и науки тут почти и нет, но вскользь упомянута. На постмодернизм навевает манера изложения, где пророк Зороастризма цитирует Новый завет в Синодальном переводе, ещё очень топорно подражает сюжетам из Писания, придаёт нелепые формы некоторым действиям из писания. есть у него…

Развернуть

15 марта 2024 г. 17:20

52

Некоторые книги сложно оценить по достоинству.

Соглашусь с предыдущими рецензентами, «Лекции по античной философии» - это не история античной философии, в общем-то, название намекает на это. Да, и Мераб Константинович на первых же страницах предлагает «кальку» - способ – философствовать и интерпретировать, поэтому тут надо быть готовым к специфическому языку, и главное - понять не что хотели сказать Парменид, Гераклит, Демокрит и иже с ними, а что хочет донести Мамардашвили.

Чтение осложняется форматом: Во-первых, аудиозапись, с которой делалась расшифровка, неполная – что-то не разобрать, что-то утеряно и т.д. Во-вторых, в тексте присутствуют лирические отступления: читатель более сконцентрирован, чем слушатель, поэтому огорчительно вчитываться, удерживать мысль, стараться встроить…

Развернуть

11 марта 2024 г. 17:23

7K

2 Темные глубины, в которые не следует возвращаться

Пишу, пока сохранилось впечатление

Будьте осторожны. Думаю эта книга мало кого воодушевила .Это произведение может вызвать у вас либо страстное желание спорить и оказывать противодействие сказанному или довести до отчаяния. Некоторые люди найдут в себе внутреннее усилие чтобы разозлиться и ненавидеть эти мысли,в других же они разбудят бессилие, меланхолию, отчаяние и пр.Скорее написанное в этой книге имеет право быть истинным только при том условии, если вы принимаете его как истину.

Я говорю, что эта книга мало кого воодушевит, между тем такой человек нашелся. Ему мысли Шопенгауэра подарили конечное становление творчества, воодушевили, вдохновили, наделили смелостью, в них этот читатель, человек самого противоречивого склада, нашел точную копию своего мировосприятия. Этому пламенному…

Развернуть

11 марта 2024 г. 12:59

168

3 Я подымаю носом вопросы и проблемы, но все, что я могу сделать с ними, - это перебросить их через голову (с)

Про Кьеркегора в университете нам рассказывали, что это один из самых сложных философов. Это и то, что он отец экзистенциализма, и побудило купить его «Или-или». Забегая вперед – ничего сложного в плане понимания размышлений и сложно – если определять жизненные ситуации с позиции «или-или», то есть с позиции выбора.

Кьеркегор это экзистенциализм в начальной стадии, время определения основных терминов и объектов размышления. Как философ первой половины XIX века, Кьеркегор религиозен, поэтому его выбор обуславливается (и ограничивается?) в том числе религиозными догмами. Очень много о нравственном долге, но непонятно, откуда он возник и почему собственно этот долг имеет место быть. Получая дальнейшее развитие в XX веке, экзистенциализм словно расширяется, раздвигает собственные рамки и от…

Развернуть