17 февраля 2020 г., 19:09

33K

Сеть слухов Джейн Остин

24 понравилось 1 комментарий 5 добавить в избранное

Ее книги не только о браке и романтике – они о том, как женщины говорят друг с другом о мужчинах

Автор: Элиза Мартин

Общепризнанная истина состоит в том, что когда экономическое благополучие женщины зависит от окружающих ее мужчин, стоит прислушаться к тому, что говорят о них другие женщины. Эта истина дала нам список дерьмовых медиа-мужчин, а также любое количество отраслевых сетей слухов и сплетен за коктейлями. А за 200 лет до этого она подарила нам романы Джейн Остин.

Как Остин (через Шарлотту Лукас) цинично замечает в «Гордости и предубеждении» , брак – это «единственная возможность обеспечения для хорошо образованных молодых женщин с небольшим состоянием, и как бы они ни были неуверенны в том, что он принесет им счастье, он должен быть их самым приятным спасением от нужды». Брачная индустрия – самая распространенная и респектабельная для английских аристократок эпохи Регентства – имела свои собственные отраслевые сети слухов. Когда ваша работа заключается в получении и поддержании хорошего брака, плохой босс или коллега может разрушить вас навсегда – может удержать вас от карьеры, прежде чем она начнется, или уничтожить ту, в которой вы не сомневались ни на секунду. Так как же узнать, какому человеку можно доверять? При всем внимании, уделяемом экономическим основам и проницательным культурным комментариям, стоящим за всеми романами Джейн Остин, мы редко обсуждаем, как ее сюжеты разрешаются не через роман, а через использование женских сетей и союзов. Одна из самых тонких и важных вещей, которые может сделать героиня, – это создать, расширить и поддерживать сеть подруг и родственников женского пола. Именно поддерживая эти сети, героиня обнаруживает истинные характеры людей и решает загадки, которые являются движущей силой сюжета.

Хотя эта структура присутствует во всех шести опубликованных романах Джейн Остин, она наиболее отчетливо просматривается в ее самой известной работе «Гордость и предубеждение». В одной из своих характерных ироний она подчеркивает необходимость этих женских сетей слухов в «Гордости и предубеждении», заставляя героиню Элизабет не верить всему, что она слышит от других женщин о повесе-маскирующемся-как-добродетельный-человек Джордже Уикхеме.

Кэролайн Бингли, которую Элизабет не любит и которая, в свою очередь, не любит Элизабет, действительно говорит правду – что Уикхем «обращался с мистером Дарси самым позорным образом», – но она приписывает это не действиям Уикхема, а его происхождению. Обрамление этой новой информации оказывает влияние на предвзятое отношение Элизабет как к Кэролайн, так и к Уикхему: Кэролайн – несносный Сноб, чье главное побуждение в жизни – лесть и согласие с Дарси, а Уикхем был обижен теми, кто считает себя его социальным покровителем. Позже, на том же балу, старшая сестра Элизабет Джейн также сообщает, что она слышала от хозяина дома мистера Бингли, который слышал от своего друга мистера Дарси, что Уикхем «ни в коем случае не является респектабельным молодым человеком». Поскольку гордость и предубеждение также могут быть честно названы предвзятостью подтверждения, Элизабет интерпретирует эту информацию из надежного источника (ее любимая сестра Джейн) не как доказательство того, что Уикхем – это человек, которого она должна вычеркнуть из своего списка подходящих холостяков, а как доказательство искренности и преданности мистера Бингли. Бингли – именно тот тип дружелюбного и добродушного молодого человека, который верит всему, что говорит ему его друг мистер Дарси. Поэтому информация, которую сообщает Джейн, является не только вторичной, но и от предвзятого источника.

Если бы Элизабет прислушалась к этим слухам, она могла бы понять, что Уикхем объективно ужасен, и его последующее бегство от Элизабет и ухаживание за местной наследницей – это не прагматизм, а часть тревожной модели. Как сообщает Дарси в письме к Элизабет, Уикхем ранее пытался сбежать с пятнадцатилетней сестрой Дарси. Уикхем – не очаровательный молодой человек, с которым обошлись сурово; он аморальный наемник, который эксплуатирует молодых женщин для своей выгоды. Уикхем стремился к финансовому капиталу двух наследниц и социальному капиталу Элизабет, так как она девушка с хорошими связями и уважаемая дочь крупнейшего местного помещика. Возможно, у Элизабет и нет состояния, которое Уикхем мог бы использовать в своих собственных целях, но ее социальное положение означает, что если она поверит его истории и поручится за него, то так же поступят и все остальные в ее маленьком обществе. После того, как Элизабет обработала эту информацию, она обращается к своей ближайшей наперснице, старшей сестре Джейн, за советом по ее самой насущной проблеме: должны ли они рассказать кому-нибудь еще о Уикхеме?

В разговоре, который мог бы состояться в ближайшее время, они решают хранить молчание; Элизабет боится разоблачить участие невинной женщины в скандале и сомневается, что кто-нибудь ей поверит. Джейн также задается вопросом, может ли отъезд Уикхема в качестве отразиться на ней и ее сестре. Если она и Элизабет расскажут всем соседям о прошлых злодеяниях Уикхема, они могут «погубить его навсегда» и «доведут его до отчаяния» – эхо современной мысли о его светлом будущем. Выбор «отчаяния» также вызывает у современного читателя неявную угрозу возмездия. Если сестры Беннет разоблачат его, кто скажет, что Уикхем не отомстит им?

Во всяком случае, он это делает. В письме от Джейн Элизабет узнает, что Уикхем сбежал с пятнадцатилетней сестрой Элизабет и Джейн, Лидией. Это ужасное решение, принятое по прихоти, которое может разрушить не только будущее Лидии, но и будущее всех сестер Беннет. Их репутация запятнана ассоциацией. Никто не захочет жениться на леди с небольшим состоянием и скандальной семьей. Элизабет и Джейн винят себя за то, что промолчали. Интересно, что только тогда, когда они разговаривают с другими женщинами, сюжет решается. Беззаботная младшая сестра Элизабет Лидия сначала проговорилась, что Дарси присутствовал на свадьбе Лидии и Уикхема, предлагая первую подсказку в разгадке тайны о том, как, черт возьми, этот ужасный повеса был вынужден поступить правильно с Лидией. Затем Элизабет пишет своей тете, миссис Гардинер, ради объяснения, которое она дает: Дарси был на свадьбе, потому что он ее устроил. Почему? Отчасти благодаря новому пониманию Дарси того, как – хотя это противоречит его собственному пониманию того, что значит быть моральным членом общества, который выполняет свои обязанности перед другими, - он помог увековечить систему, которая позволяет Уикхемам мирно процветать. Его молчание означало, что Уикхему сойдет с рук делать одно и то же снова и снова. Миссис Гардинер также предполагает, что Дарси сделал это из любви и заботы об Элизабет. В четкой параллели тетя Дарси, леди Кэтрин де Бург, пытается заставить Элизабет пообещать выйти замуж за Дарси и заканчивает тем, что доказывает Дарси, что Элизабет теперь любит и уважает его достаточно, чтобы захотеть выйти за него замуж.

Что заставило Элизабет передумать? И снова она говорит с другими женщинами об истинном характере мужчины. Элизабет в шутку говорит своей сестре Джейн, что влюбилась в Дарси, «увидев его красивые земли в Пемберли», но эта бойкая попытка изменить тему указывает на то, что характер Дарси связан с женщинами, которые зависят от него: экономка Дарси, миссис Рейнольдс, и его сестра Джорджиана.

Эта структура, безусловно, отличается от других ее романов. Убеждение, например, также повествовательно вознаграждает героиню за обращение к другим женщинам за информацией (Энн Эллиот узнает от старой школьной подруги, с которой она снова встретилась, что человек, которого она не имела никаких причин не любить, но не доверяла, был на самом деле ужасен), но «Мэнсфилд-парк» переворачивает эту структуру с ног на голову и указывает на опасность не слушать женщин, которые видели, что мужчины ведут себя плохо, и больше не доверяют им. Хотя антигероиня Мэри Кроуфорд указывает, что ее распутный брат Генри плохо обращается с женщинами, она игнорируется – как и героиня Фанни, которая отказывается выйти замуж за Генри и под давлением всех вокруг нее меняет свое мнение. Генри убегает с замужней кузиной Фанни, разоряя ее... но сам не очень страдает. Он все еще приветствуется обществом, в другой мрачной параллели с современной реальностью. Но в основе этих романов лежит вопрос: как женщина может выжить при патриархате? И последовательный ответ: с помощью других женщин.

Публичное обсуждение творчества Остин имеет тенденцию сосредотачиваться на гетеросексуальных романтических отношениях, но женские сети, окружающие ее героинь, заслуживают равного анализа и веса – из-за того, что они говорят нам о времени Остин, но и о нашем собственном. Эти сети сохранились со времен эпохи Регентства, потому что они все еще печально необходимы. Дерьмовый человек, использующий вас в своих интересах, все еще может разрушить вашу репутацию так же основательно, как и в эпоху Регентства, хотя и по-другому, чем Лидия Беннет или Мария Рашуот. Но, как намекает Остин, самое важное, что нужно узнать, как женщине, пойманной в ловушку патриархального общества, - это как подружиться, доверять и, прежде всего, говорить с другими женщинами.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

24 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 1

Очень интересная мысль.

Читайте также