Александр Житинский «Сказки времен Империи» — история dvh2000

22 марта 2014 г. 11:45

646

Три мудреца в одном тазу

"Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длинее был бы мой рассказ."
Это стихотворение Самуила Маршака будто бы специально написано про нашу науку о трех головах: академическую, отраслевую, вузовскую. Исходная логика разделения труда трех сестер была нарушена при смене социально-политических вех в стране. Забыв свое истинное предназначение, они все, расталкивая друг друга локтями, подвизаются на поле заказов на научные исследования и разработки. Они забывают, что целое это они все вместе, но каждая в своей роли. А каждая по отдельности она только неполноценная часть. И из них самая обделенная и убогая младшенькая - вузовская наука. Уж ее и заказчики еще за науку не считают, да и сестры спуску не дают.
Прекрасная повесть Александра Житинского "Глагол "инженер" помогла мне несколько восстановить исходную диспозицию основных участников в процесса производства науки и восстановить в правах вузовскую компоненту. В качестве навигации по теме воспользуемся афоризмами Чемогурова - этакого Сэма Уэллера повести.

"Теоретиков надо душить".
Первой сестре - академической науке - предписана роль генератора знания. Предположим, что она с данной ролью справляется. Данное утверждение, надо сказать, не всеми принимается. Но проблема не в этом. Основным грехом академической науки является просиживание штанов в башне из слоновой кости. Ученные из данной касты оторваны от прозы жизни, изолированы от практики, сконцентрированы на абстрактных духовных исканиях.

"Нужно делать железо".
Второй сестре - отраслевой науке - уготована роль использования научного знания для решения задач промышленности. Казалось бы прекрасная роль. Но представители отраслевых НИИ признаются, что жизнь их заставляет ориентироваться на возможность решения практической задачи освоенными когда-то знаниями, а не самыми передовыми. В условиях постоянного потока задач научный уровень знаний прикладника со временем снижается - он просто не успевает освоить новое. Получается такой профессиональный решатель кроссвордов, который определенный класс задач решает квалифицированно, на полуавтомате, а творческие задачи решать разучается.

"Одним теплом сыт не будешь".
Третья сестра - вузовская наука - по уверению почти всех и не наука вовсе. Но в этой триаде является системообразующим звеном. Научно-технический прогресс зиждется на движении знания от передового края науки в глубокий тыл жизнедеятельности общества. Так вот, без вузов из академической науки знание не вытягивается, а в прикладную науку оно не втягивается. Трансляция знания это особого вида научно-образовательная работа, состоящая в сканировании новых знаний, позиционировании этих знаний в общем научном контексте и подготовке их к передаче, освоении нового знания студентами в форме текстов и в форме переоткрытия знаний, апробировании знаний в учебных проектах.

"Эйнштейн на скрипочке играет".
Получается, что брешь между небесными эмпиреями и подземными копями заполняют еще не ученые, но уже люди - студенты. Это они смотрят в небо, чтобы полюбоваться звездами, и они ищут возможность свернуть горы на бренной земле. Их усилия во время студенчества дают всходы позже и поэтому обычно проявляются в академической науке или в прикладной инженерии. На вузовском этапе научных результатов не много. Но эта стадия локального, а иногда и глобального научно-инженерного прорыва очень важна для науки вцелом.

"Аплодируйте ушами".
Я еще не знаю сможет ли вузовская наука себя восстановить в прежнем виде или она будет существовать в какой-то иной, еще пока не определившейся, форме, но уверен, что каждый молодой человек, планирующий стать исследователем, разработчиком, конструктором, аналитиком или просто творческой личностью, должен получить возможность проживания труда научного поиска и чуда открытия. Какой социальный институт такую возможность может предоставить сейчас?

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!