Оксана Дворниченко «Дмитрий Шостакович. Путешествие» — история Primula

4 июня 2023 г. 21:05

704

Названию книги дал эпизод из жизни Д.Д. Шостаковича, когда на трансатлантическом лайнере "Михаил Лермонтов" знаменитый композитор с женой отправляются из Европы в Америку, чтобы там прежде всего проконсультироваться у американских врачей по поводу непонятного нервно-мышечного заболевания композитора. Пассажиров было всего 50 человек, и среди них случайных людей не было... Это был показательный корабль, с богатой отделкой и изысканным дизайном, способный продемонстрировать миру, как хорошо живут люди в СССР. При этом большинство советских граждан даже не подозревали о его существовании. Да и не мечтали не только о трансатлантическом круизе, но и просто о выезде за границу.

А ведь я раньше что-то слышала про этот корабль! Что-то во времена моего детства . Но что? Вот по прочтении и полезла узнавать. Текст ниже мой, если что.

Это 8-палубное пассажирское круизное судно, рассчитанное на 550 пассажиров, брат-близнец таких же: "Александр Пушкин", "Иван Франко", "Тарас Шевченко" и "Шота Руставели", был построен в ГДР и спущен на воду 18 марта 1972 года. Длина судна - 175 метров, ширина - 23. И первым трансатлантическим рейсом как раз и был тот самый, в 1973 году: "Ленинград - Лондон -Нью-Йорк", на котором и плыли Шостакович с женой. На корабле были не только каюты, магазины и бары, но и театр - концертный зал на 500 мест, спортивные площадки, спортзал и зимний сад с деревьями. Кухня была ресторанно-изысканная, а команду и персонал набирал сам капитан. Этот советский корабль стал первым, который зашел в американский порт за последние 25 лет. Когда "Михаил Лермонтов" прибыл в Нью-Йорк, на палубу поднялись около 500 журналистов. Это было грандиозное событие для советско-американских отношений, после которого все активнее стали говорить о конце "холодной войны". При этом советским гражданам путешествие на таком корабле было недоступно, зато иностранцам очень даже. И "по карману" - всего 70 долларов в день, т.е. за 10-дневный круиз 700 долларов. Так СССР зарабатывало валюту. И все было хорошо, пока в связи с санкциями США из-за введения советских войск в Афганистан, путешествия в США прекратились. С 1980года судно стало курсировать по другим маршрутам, в том числе соединяя Европу с Австралией и Новой Зеландией. 16 февраля 1986 года, имея на борту 408 пассажиров и 330 членов экипажа, лайнер вышел в свой последний путь из новозеландского порта Пиктон. Спустя 2,5 часа у мыса Джексон то ли из-за хулиганства лоцмана, то ли из-за его беспечности (вроде, новозеландский лоцман Дон Джемисон был нетрезв), судно изменило маршрут и слишком близко подошло к утесу, наскочило на подводные скалы и получило пробоину, с которой справиться не удалось. Все пассажиры, большинство из которых составляли иностранные пенсионеры, были эвакуированы. Погиб один член экипажа. Виновный лоцман сбежал... Советским гражданам приказано было молчать... Конечно, были потом разборки и судебное дело, но результаты следствия были засекречены на 13 лет, да и до сегодняшнего дня остаётся слишком много вопросов. Корабль не был застрахован - ведь в СССР это не было популярно, тем более и принадлежал он государству, поэтому судно было проще затопить, чем восстанавливать. Судно затонуло и сегодня является небезопасным объектом для дайвинга.

Комментарии

Не слышала про этот корабль. Спасибо, что поделились историей. Было познавательно.

+2 06.06.23

Спасибо и Вам за отклик!

+1 07.06.23