Больше историй

8 февраля 2022 г. 10:32

389

Религиовед - тоже человек. Современный, исторический, биологический

Как бы глубоко не зарывался Элиаде в культуры древние, далекие, он всегда имеет в виду человека современного. Он и зарывается-то для того, чтобы побольше понять про современного человека - на контрасте. Выясняется, замечу в скобках, что современный человек делает все то же самое, что и десять тысяч лет назад, только теперь действия обессмысленны.

...современный религиозный человек продолжает поведение, верования и язык homoreligiosus, но лишив их сакральности и выхолостив первоначальный смысл. Можно было бы показать, например, что праздники и развлечения нерелигиозного, или считающего себя таковым, общества, публичные церемонии, зрелища, спортивные состязания, организации молодежи, пропаганда и лозунги, массовая литература — все это сохраняет структуру символов, ритуалов и мифов, хотя и лишенных религиозного содержания. Но это еще не все: воображение современного человека продолжает насыщаться религиозными символами, фигурами, темами.

Эта мысль мне близка, и я не стану воздерживаться от самоцитирования, ну и что, что длинно:

– Современные люди инфантильны, они боятся действитель­ности и чересчур приохотились к игре... Знаком ли вам рецепт “божественной воды”? Он был составлен в конце сем­надцатого века. Целый труп умершего насильственной смер­тью человека, который при жизни обладал отменным здоро­вьем, расчленяли, измельчали, с помощью системы пе­регонок, обращали в жидкость. Очень трудоемкий способ экономии кладбищенских площадей, не правда ли? Но тогда верили, что полученный эликсир был панацеей. При всей наивности своих надежд, средневековый изготовитель “боже­ственной воды” относился к ней серьезно, и каждое его дей­ствие было осмысленным поступком в реальности. Сегодняш­ний обыватель ничуть не менее наивен, но он заменит труп морковкой, систему перегонок – соковыжималкой, молитву – набором бессмысленных латинских фраз и сделает вид, что получил уникальный результат. Несомненно, что и среди современных жителей «божественная вода» нашла бы нема­лый спрос, но подлинный рецепт для них изготовить – слиш­ком сложно, употребить – слишком страшно. Они боятся сложностей и, конечно, игнорируют смерть, в ужасе отгоражи­ваясь от всяких содержательных разговоров о ней. Взрослые люди, сидя над бездной, делают вид, что ее не существует, а по-настоящему боятся получить за день на пять смс меньше, чем обычно. Жизнь проходит, как кукольное чаепитие, по иг­рушечным правилам и наполнена нелепыми страхами. Что­бы нивелировать серьезность понятия, смерть низвели на уровень развлекательного жанра. Все невсерьез и повсюду обессмысленные ритуальные имитации… Вы никогда не задумывались, что современные цивилизованные похороны являются, по сути, всего лишь соревнованием между гробовщиком и цветочником, какой гроб изысканнее, какой букет пышнее… От некогда священного ритуала, проникну­того глубочайшим значением, остался никчемный обрубок: оделись в черное, сбились в стадо у ямы, послушали бормота­ние попа, коему никто не верит. Закопали, закусили, разошлись.

Современный человек осознает себя, в первую очередь, существом биологическим ("Чисто биологическое существование — это сравнительно новое открытие в истории человечества, открытие, ставшее возможным только благодаря радикальной десакрализации Природы"). А для биологического существа недоступно ощущение вневременнОго бытия, понимание и приятие сакральности своей жизни, серьезное, но открытое, без всякой истеричности, отношение к смерти, осознание себя как части божественного мира - духовного мира, противостоящего плотскому. Биологическое существо живет всеми конечностями на земле, строго от восхода до заката, от рождения до смерти, поэтому и рассматривает себя "как существо исключительно историческое", т.е. существующее на прямой временнЫх координат, для которого прошлое - это то, что было, настоящее - то, что есть, а будущее - то, что будет на земле.

Элиаде сохраняет научную беспристрастность и рассуждения ведет сугубо объективно, и выводы делает с максимальной отстраненностью - типа это уже ваше дело, нравятся вам подобные оценки или нет. Но дело в том, что все концепции Элиаде выстраиваются именно как исторические, на той же самой временнОй прямой, прямо специально для современного исторического человека. Религиозные идеи возникают, развиваются, отмирают или трансформируются - то тут, то там, то в таком виде, то в другом. Вот, почему-то есть схожие идеи у народов с разных концов света, а почему - хрен его знает. Вот, почему-то сознание человека религиозно насквозь, и почему-то постоянно его тянет оторваться от земли - опять же хрен знает, почему... И вот видно, что Элиаде изо всех сил пытается подвести свои исследования под некий общий знаменатель, связать их неким единым осмыслением. Но исторический подход к предмету религии никогда этого не допустит, и пока исследователь не поставит во главу угла Того, Кто и должен стоять в центре глобального религиозного исследования, никакой общности создать не получится, а так и будет все распадаться на отдельные главы, темы, аспекты и примеры. Так что в этом смысле Элиаде - ученый, конечно, мощный, авторитетный, но он тот же современный исторический человек, ведущий свое скромное биологическое существование.

Комментарии


Да, соглашусь. Спасибо!


спасибо и вам.