Больше историй

21 января 2012 г. 02:29

1K

Психология. P.S. я люблю тебя!

Эта книга у меня ассоциируется (что вполне логично) с дисциплиной "Психология и педагогика", потому что именно ее [книгу] мой замечательный преподаватель рекомендовал в качестве дополнительной литературы. Ее я не ленилась приносить на все пары, а, следовательно, она связана в моем понимании со всеми историями, которые нам рассказывали, а их было немало.

Преподаватель рассказывает: "Звонит мне недавно приятельница, проконсультироваться. Случай следующий. Ее сын, первоклассник, написал в тетрадке соседки слово из трех букв. Мама в ярости притаскивает его домой, сажает за стол, дает толстую тетрадь и заставляет писать это слово. Много-много раз. Так, чтобы тетрадка была вся исписана. Мальчик пишет. Нехотя, но пишет.

- И чего ты хотела этим добиться?
- Эээ… Я хотела, чтобы ему это слово так опротивело, чтобы он никогда его больше нигде не писал…
- Ну что я могу тебе сказать?! Цели ты преследовала благородные, а вот методику выбрала неправильную. Ты ему выработала мышечную (двигательную) память…


Что можно сказать о будущем этого ребенка, продолжает лекцию наш преподаватель, всякий раз, когда он задумается, он будет писать это слово, непроизвольно. Потому что выработалась двигательная память..." Мы смеялись. И даже придумывали забавные ситуации, когда мальчик "забудется", а потом поняли, что смех этот сквозь слезы…

У нас была тема "Воля". Нам рассказывали о формировании волевых качеств. Для примера нам приводили одну историю. Час пик. Останавливается маршрутка, из нее вываливается толпа. В общей массе выходит мама с ребенком. Мальчик упрямится. Мама ругает его и заставляет идти. Неприятная сцена. Мама говорит "Ну и оставайся, ты мне не нужен" и уходит. Ребенок плачет. Он опускает голову и пытается догнать мать, но из-за длины ног (по сравнению с матерью), не успевает. И вот он бежит, бежит… и со всего маху бьется головой о столб, лбом (как раз той частью мозга, которая, по мнению ученых, отвечает за волевые качества. Ребенок сидит на земле, рядом образовалась лужа. Мать конечно за ним вернулась… но нас интересовало "будущее". Будущее наш психолог с 30-летним стажем нарисовала в серых красках. Удар был такой силы, что ребенок описался, следовательно, в дальнейшем, когда родители будут пытаться развить у малыша волевые качества, они потерпят неудачу и в случае обращения к специалисту, будут долго искать причину…

Одна из моих любимых историй была про бабушку, собаку и сосиски. Шла по улице бабушка с внуком. И несла бабушка кулек с сосисками. А внучок с палкой шел рядом, волочил палку по земле, "бил" деревья. В общем развлекался как мог. И все бы ничего, если бы за бабушкой не пристроилась собака. Она упорно "шла по следу" и тянулась к сосискам. Бабушка начала испытывать дискомфорт. Собака шла, не зная усталости, преследовала желанные сосиски и тянулась к сумке, водила носом, вдыхая чудные запахи, и еще больше нервировала бабушку. Бабушка не выдержала. Она обратилась к единственной опоре – внучку: "Ты что не видишь, она хочет съесть наши сосиски?! Прогони ее!" Он и прогнал. Палкой. Что было, тем и прогнал. Даже мы, студенты третьего курса, предсказали, что, скорее всего, мальчик будет жестоким, жадным, не будет любить животных… но мы не увидели главного. Мальчик вырастет, сказала наша Ольга Александровна, и не дай Бог, бабушка "сунет нос за его сосисками": сразу же получит, как когда-то дворовая собака. Ну, это конечно фигурально выражаясь...

И таких историй память подкидывает еще и еще. Их столько, что все и не рассказать. Я люблю перечитывать некоторые главы учебника, пролистывать тетрадь, вспоминать курс психологии. Все таки безумное количество ошибок мы совершаем по незнанию. И одно дело, когда от этого зависит наша жизнь; другое, когда ты ненароком можешь сломать судьбу своего ребенка. Я очень хорошо запомнила цепочку "поступок – привычка – характер – судьба". И может, судьбы этих детей сложатся совсем иначе. Может, один мальчик навсегда перестанет писать плохое слово, другой станет сильным, волевым человеком; а третий будет добрым, и никогда не упрекнет бабушку куском хлеба… было бы здорово. Но курс психологии меня научил быть реалисткой. И наша Ольга Александровна настоящий Психолог, именно так, с большой буквы. И она не ошибается. А я безумно люблю этот предмет, преподавателя и часть моих чувств досталось книге. Да, признаться честно, ее я тоже люблю, хотя бы за те воспоминания, которые она вызывает.

Комментарии


теперь мне страшно рожать детей(


не бойся! я тебе посоветую хорошего специалиста в области психологии:))


Мне бы, наверное, любое слово опротивело, если бы им заставили исписать всю тетрадку ))


Это да. Зато какая тренировка. Тут уже механически будешь писать, даже когда не хочешь.


Не будешь. Ведь мальчику пришлось для мамы этим словом исписывать тетрадку. Ему было стыдно.