Больше историй

14 марта 2018 г. 22:23

1K

ВВЕДЕНИЕ.
Внешнее и внутреннее в произведении ис-ва. - Два способа постигать явления.
Анализ - перекидывает мост к внутренней пульсации произведения.
Живопись и другие ис-ва. Живопись, в отличие от архитектуры и музыки, не обладает достаточной научной базой.
Теория. Нужна теория и наука о живописи.
Прежние века. Имперссионисты сами заложили основание новой худ. науки.
История ис-ва. Анализ ("позитивные науки") + характер развития (философия) истории искусства.
"Разложение". Копая, не надо бояться "разложения" ис-ва.
Две цели. Исследования, которые должны стать краеугольным камнем новой науки – науки об искусстве, – имеют две цели и отвечают двум необходимостям: 1. необходимость в науке вообще, свободно произрастающей из не- и вне-целесообразного стремления знать: «чистая» наука и 2. необходимость равновесия творческих сил, которые могут быть схематически подразделены на две составные – интуиция и расчет: «практическая» наука.
Элементы. Художественные элементы, которые отличат оди вид ис-ва от другого: основные и вторичные.
ТОЧКА.
ЛИНИЯ.
Линия – величайшая противоположность живописного первоэлемента – точки; вторичный элемент.
прямая, представляющая в своем напряжении самую сжатую форму бесконечной возможности движения.(одна приходящая извне сила)
Элементы живописи – это реальные результаты движения в форме: 1. напряжения и 2. направления.
горизонталь - Холод и плоскостность - кратчайшая форма неограниченной холодной возможности движения.
вертикаль - кратчайшей формой неограниченной теплой возможности движения..
диагональ - кратчайшая форма неограниченной тепло-холодной возможности движения .
Свободные прямые (неуравновешенные): а) центрированные и б) нецентрированные.
ТРИ ЗВУЧАНИЯ
В этом корреспондируют три различных звучания трех различных форм:

1. холодное и сдержанное,
2. острое и высокоактивное и
3. беспомощное, слабое и пассивное.
Эти три звучания, а с ними три угла предлагают прекрасный графический перевод художественного творчества:

1. острое и высокоактивное внутреннего мышления (видение),
2. прохладное и сдержанное виртуозного изложения (воплощение) и
3. неудовлетворенное чувство и осознание собственной слабости после оконченной работы (называемое у художников «похмельем»).

Прямая и кривая составляют изначально противоположную пару линий.
Ломаная должна рассматриваться здесь как промежуточный элемент: рождение – юность – зрелость.

КОМПОЗИЦИЯ
Взаимодействие сил, приложенное к данному материалу, сообщает материалу жизненное начало, которое выражается в напряжении. Напряжения, в свою очередь, позволяют выразиться внутреннему содержанию элемента. Элемент является реальным результатом работы силы над материалом. Линия – наиболее определенный и простой вид подобного формообразования, который всякий раз осуществляется предельно закономерно и потому требует предельно закономерного применения. Итак, композиция является не чем иным, как предельно закономерной организацией жизненных сил, заключенных в элементах в форме напряжений.
Здесь следует заметить, что абстрактное искусство рассчитано на более определенную форму, чем предметное, и что вопрос чистой формы в первом случае принципиален, а во втором подчас второстепенен. Ту же разницу я установил и по отношению к использованию точки. Как уже говорилось выше, точка есть молчание.

Основные различия – это смысл или, точнее говоря, средство к достижению смысла, а смысл искусства и природы должен быть по отношению к человеку в конечном счете един. Во всяком случае, как там, так и здесь вряд ли стоит сохранять скорлупу ради ореха.

Что касается средств, то искусство и природа продвигаются относительно человека по разным путям, сильно удаленным друг от друга, даже если они стремятся к одной точке. И по поводу этого различия должна существовать полная ясность.
Точка – покой. Линия – внутренне подвижное напряжение, возникшее из движения. Оба элемента – скрещения, соединения, образующие собственный «язык», невыразимый словами. Исключение «составляющих», которые приглушают и затемняют внутреннее звучание этого языка, сообщает живописному выражению высочайшую краткость и высочайшую отчетливость. И чистая форма отдает себя в распоряжение живому содержанию.