Больше историй

25 апреля 2017 г. 20:21

187

Безумная мудрость и знакомства

Пытались ли вы когда-нибудь познакомиться с читающей девушкой?
Или, может быть, вы сами читающая девушка, с которой кто-то пытался познакомиться прямо в процессе чтения?
В любом случае, вы, наверное, знаете, что диалоги в таких милых ситуациях часто начинаются с обсуждения читаемой книги и потому книга, так сказать, задает дальнейшее развитие ситуации!

Еду в маршрутке и читаю "Безумную мудрость". Книга замечательная – это запись семинаров Чогьяма Трунгпы Ринпоче по жизни и воззрениям Падмасамбхавы. Несколько частей, после каждой – вопросы слушателей и ответы Ринпоче. Поскольку этот Ринпоче – едва ли не самый видный провокатор за всю историю тибетского буддизма на Запада, чтение радует не только ум, но и душу. Главная концепция подхода безумной мудрости – полный отказ от надежды и страха, так называемая "безнадёжность"...

Вопрос: Вы говорите, отсутствие надежды – это разумность, а когда кажется, что надежда есть? – это неведение?
Ответ: Нет, золотце, я так не думаю. Это полностью безнадёжно.

Вопрос: Когда вы говорите об отсутствии надежды, всё выглядит крайне депрессивно. Кажется, эта депрессия с лёгкостью может захлестнуть человека настолько, что ему придётся либо спрятаться в панцирь, либо сойти с ума.
Ответ: Это на ваше усмотрение. Полностью на ваше усмотрение. В этом-то всё и дело.

Как раз когда я читаю этот замечательный фрагмент, ко мне обращается стоящий напротив молодой человек:

– Девушка, можно спросить, а что вы читаете? Вы так улыбаетесь... Беллетристику?
– Нет.
– А что?
– Буддизм.
– А по вам и не скажешь.
– В смысле?..
– У вас утончённый вид и европейское лицо.
– Вообще-то, – говорю, – вплотную с буддизмом я столкнулась именно в Европе. Там он весьма популярен.
– Буддизм... Поэтому вы иногда отрываетесь от книги и задумываетесь?
– Мм... возможно.
– А буддизм - это ведь секта? Ну, христиан у нас всё-таки большинство.
– Мм... одна из мировых религий.

(Назвать буддизм "религией" означает, в общем-то, несколько погрешить против истины, но я решаю проявить хоть какую-то мудрость, чтобы всё не стало совсем безнадёжно.)

– Да, я знаю. Сейчас их как-то меньше стало. В оранжевых одеждах. Раньше у вокзала они частенько собирались.
– ??? (*представляет буддийских монахов Юго-Восточной Азии, для которых традиционным облачением являются оранжевые накидки. Однажды я видела такую делегацию в австрийском Хальштатте. Но на вокзале города Екатеринбурга?..*)
Внезапно меня осеняет:
– А вы не про кришнаитов сейчас?
– Да, возможно.
– Это, – говорю, – другая религия. Индуизм. С буддизмом они в некотором противоречии.

(Противоречие крайне условно и видится только с точки зрения догматики – существование либо несуществование индивидуальной души. Суть, на которую указывают учения, одна и та же. Тем не менее, не стоит смешивать их воедино.)

– Вообще, – говорю, – я и в христианскую церковь хожу. Меня все религии интересуют.
– А буддизмом вы серьёзно занимаетесь?
– Скажем так, он мне близок.

Далее мы коротко обсуждаем христианские конфессии, потом я неожиданно вспоминаю предлог для знакомства:

– А улыбалась я, потому что книга и правда забавная. К учителю приходят люди и говорят о том, об этом, тогда когда он просит их попросту оставить всё и погрузиться в состояние тотальной безнадёжности.
– А кто автор?
– Чогьям Трунгпа Ринпоче.
– Китаец?
– Нет, тибетец. Он уже умер. Один из самых известных учителей тибетского буддизма на Западе.

Потом мы переходим на личные вещи, после чего разговор естественным образом заканчивается.
На прощание я получаю очень милые комплименты, а мой собеседник так и не узнаёт, что именно занятия определённым видом буддийской медитации привели к тому, что подобные любопытные социальные ситуации возникают довольно часто, а до начала практики не возникали почти никогда. Это – один из классических эффектов. На самом деле, я готова часами говорить на затронутые нами темы с кем угодно, если такой разговор человек не воспримет в чужеродном ключе, в качестве повода или предлога к чему-то иному. Но реальность часто вносит свои коррективы...

А вот Падмасамбхава жил тотально! Он мало известен широкой публике, а зря – это одна из ключевых фигур Востока и по значимости (но не по стилю обучения) отчасти сопоставима с Иисусом Христом на Западе. Это отец тибетского буддизма, великий чудотворец, йогин и игрок со всеми энергиями мира. Как объясняет Чогьям Трунгпа, после просветления он двигался "сверху", от вселенского океана дхармакайи к изучению ее творящей энергии самбхогакайи (на взаимодействи ис ней основана, в частности, тантра) и ее "вещественных", практических выражений в формах и телах, нирманакайи. Большинству практиков приходится идти прямо наоборот, от вещественной реальности к тончайшей. Удивительная история!

Родился в цветке лотоса, его короновали как принца, он достиг просветления в очень юном возрасте; изучая взаимодействия энергии ненароком убил пару придворных и был изгнан из дворца, после чего счастливо практиковал на кладбище, а потом отправился путешествовать и пришёл в женский монастырь, где почти все монахини сразу стали его ученицами. В том числе потому что он был молод и красив. В том же монастыре находилась недавно постриженная в монахини принцесса Мандарава. Ее отец, царь, услышав, что из монастыря доносится мужской голос и узнав, что его дочь общается с мужчиной, был вне себя от горя и приказал бросить ее в яму с шипами и насекомыми, а Падмасамбхаву торжественно сжечь на костре. Выждав семь дней, Падмасамбхава обратил пылающий костёр в озеро, впечатлив царя, который приказал достать дочь из ямы и попросил Падмасамбхаву стать его учителем. И это только самое начало удивительной истории Падмасамбхавы, появление которого предсказывал ещё Будда незадолго до смерти. А озеро и ныне там –место паломничества в штате Химачал Прадеш...
Другая спутница Падмасамбхавы, Еше Цогель, достигшая просветления с его помощью и ставшая знаменитым учителем, почитается в тибетском буддизме едва ли меньше его. Столь же почитаема Мачиг Лабдрон, автор учения чод, изложенного в книге "Отсекая надежду и страх" – ясно предсказанная реинкарнация Еше Цогель, к которой однажды пришел индийский йогин Падампа Сангье, который, в свою очередь, был реинкарнацией Падмасамбхавы. Велик и загадочен Восток... где отношения между мужчинами и женщинами, в основе которых лежала дхарма, порой приводили к невероятным, неправдоподобным ситуациям, поскольку если путь одного просветлённого человека, по выражению Будды, загадочен и неясен мирским людям, как след птицы в небе, – что же можно сказать о паре?

Любите и будьте счастливы! Оставив как надежду, так и страх :)

P. S. Падмасамбхава и его подруги (слева и справа), бессмертные зрители всех спектаклей на свете (сверху), частные участники спектакля VII в. н.э. "а давайте обратим в буддизм тибетских шаманов" (снизу).

картинка BlueFish

P. P. S. А здесь замечательное видео – музыкальное посвящение Падмасамбхаве. Transforming the Mind through Wisdom and Bliss. Мне кажется, каждый, кто слушает эту музыку, может хотя бы немного соприкоснуться с энергетикой великого существа, более известного миллионам людей не по имени, а по прозвищу: Драгоценный Учитель – Гуру Ринпоче.