Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 августа 2018 г. 08:08

934

4.5

Люблю доставать книги сложными путями. Вернее, люблю пользоваться подвернувшимися возможностями. Вот и эту книгу тесть мне привез из Минска, из Кнігарні Логвінаў, хотя издана она в РФ. Но для бешенной козы сами знаете что.

Попросил я ее купить по большому счету из-за вступительной статьи Перри Андерсона, хотя, конечно, любопытно было почитать и саму работу Георга Лукача (правда оказалось, что в книге представлена только первая часть довольно обширной работы автора).

Книга производит приятное впечатление методичностью подхода. Текст вычитан, приведен к современной орфографии (особенно забавна замена в падежах «Вальтер Скоттом» на «Вальтером Скоттом» и т.п., старая норма была весьма мила). По тексту расставлены сноски на цитаты автора по доступным в настоящее время изданиям, что тоже порой забавно, так как при номинальном взгляде Лукач часто ссылается на книги, появившиеся лет через 20-30 после написания его работы.

Сам же принцип книги прост, но от этого не менее важен – настоящим историческим романом может быть только то произведение, в котором автор хотя бы пытается представить себе и читателю другое мышление, не соответствующее современному. Многочисленная макулатура, в которой все похоже на костюмную вечеринку наших современников, идет в утиль.

Но кроме этого Лукач просто влюблен в Вальтера Скотта. Из его произведений он выводит и другие принципы – фоновость великих людей, невозможность представить их в качестве главных действующих лиц (иначе само действие немедленно становится картонным).

Каюсь, тяжело воспринять полностью контекст, так как с заметной частью рассматриваемых и препарируемых произведений я не знаком, как немецких, так и французских. Остается верить Лукачу на слово, ведь в отношении Скотта и Купера, несмотря на явную увлеченность автора, многое показалось мне созвучным моим впечатлениям.

Щелкнул меня и еще один эпизод. В статье конца 30-х Лукач, живущий в Москве политический эмигрант, вставляет в статью инвективу против «троцкиста Фридлянда», извращающего понятие исторического романа своими нападками на Вальтера Скотта. Беглый поиск вроде бы позволил идентифицировать данного человека как Цви Фридлянда, хотя сколько-нибудь связного изложения его идей я не нашел. А любопытно было бы узнать этот раннесоветский вариант, до сталинского термидора, тот задорный подход, который позволял клеймить писателей прошлого как империалистов, менять сюжеты известных романов в угоду моменту (а-ля фильм "Остров сокровищ" 1937 года с девушкой вместо Джима, ирландскими повстанцами и Трелони, перебегающим к пиратам).

Комментарии


В последнее время часто наталкиваюсь на имя Лукача в книгах про сталинизм.


Ну персонаж-то крайне известный, хотя мой личный фаворит из красных венгров - Мате Залка. А где ты про Лукача читал, в "Четвертом Риме"?


В частности, там.


Как я люблю развернутые ответы, ты бы знал ) А где еще?


Все, что тебя порадовать ) Еще, например, у Дэвид-Фокса в "Витринах великого эксперимента".


Спасибо


Надо тоже полюбопытствовать. В главном принципе по поводу мышления мы с Лукачем как раз совпадаем, хотя Вальтера Скотта (как и большинство авторов исторических романов до второй половины ХХ века) читать и перечитывать меня не тянет.


Я уже несколько лет хочу перечитать "Айвенго" и что-то никак не могу себя заставить. Но вот "Последнего из могикан" перечитал не без удовольствия, хотя другие романы серии были тяжеловаты. Гюго нагоняет на меня тоску, ничего не могу с собой поделать. Пожалуй, большая часть этих романов - уже объект работы для литературных археологов )


Есть такое. :)
Я пыталась перечитать "Айвенго" пару лет назад - вообще не зашло, сделала два подхода и отложила. Зато советский фильм пересмотрела. :)