Больше рецензий

13 мая 2018 г. 20:57

752

3

Открывая книгу берите атлас, или вооружайтесь интернет панорамами Петербурга через Гугл или Яндекс. Вы знакомы с городом и живете в нем? Берите карту в руки. Вы приехали туристом в Питер? Берите карту в руки. При любом раскладе – карта и интернет будет вам помощником. На что это я намекаю? О книге где есть отличная типография, текст расположен на отличной бумаге, в стильной, но мягкой обложке, и, к сожалению, – об ОТСУТСТВИИ к тексту картинок, карт, схем и чего бы то ни было. Книга не для студентов или бакалавров, не для ученого люда или профессоров, – нет. Книга для обывателя, захватывающе рассказывающая о нюансах взгляда на Петрово творение, но без картинок. Даже если вы отличный знаток города – это не всегда спасает вас от того, что невозможно запомнить тысячи мелочей которые являются самим эйдосом города. Вот гулял я на Кантемировскому мосту, смотрел на доминанту Лахтинского залива, делал фото, но, я в упор не помню ажурность и геометрический рисунок решетки моста. А вот автор очень увлекательно рассказывает о ее секрете, что делать? Лезем в фото, в интернет.

Девиз книги, лекции или путешествия, назовите как хотите – Назад к самим вещам. Эта книга – это попытка уразуметь, что такое архитектура Петербурга по существу. Речь идет об уличной, общедоступной архитектуре.

Вторая глава книги сразу объясняет почему текст наполнен стихами и литературными, поэтическими строками. Архитектура выражена через очень тонкие вещи, эйдосы, и заметить и ярко описать их под силам разве, что поэтам. Этим объясняется и мое открытие авангардной поэтессы Петербурга Елены Шварц, ее книгу я закидываю в wish list и лелею надежду, что сборник ее поэзии меня удивит не меньше чем строки описывающие Питер в данном труде. Приготовьтесь на 400-х страницах очень много поэзии!

Сразу условие. Автор поясняет, что феноменолога интересуют эйдосы произведений архитектуры. Причем трактовку по Платону не рассматривают, принимают эйдос Аристотелевского толка. Где Эйдос – “имманентная форма” предмета, определяющая собой его материальное строение.

Вообще книга – этакий клубок сравнений, варианты точек зрения на архитектуру будут рассмотрены как с позиции приверженцев различных архитектурных стилей и направлений, так и сопоставления через взгляд всевозможных групп профессионального среза, исторического, риэлторского, археологического и так далее…

Некоторые открытия которые произвела книга во мне.

Аномалии. Один из самых больших и многочисленных городов на планете на широте 60 градусов. Отсутствие внятного и утвержденного плана развития города при Петре I, солярность города стремительно близка к нулю, раздробленность, при отсутствии плана города, выливается в административный конгломерат слобод, деля город, практически на самобытные и самодостаточные районы. Характер застроек, от барочного до эклектики, авангарда, и постмодернизма выдавливают осязаемую пустоту как тело. Натянутость Невского проспекта тетивой между двумя участками Невы – поражает и логически утверждает проспект как коммуникативный канал города, при совершенно не исключительной и малоценной архитектуре (в том смысле, что архитектура Невского типична и не представляет собой ничего особо выдающегося). Вопрос: почему Петербург считается каменным городом? И это при том, что основная масса строений кирпичная? Это любопытно, как с течением времени гранитные набережные через поэтику возводят теплый кирпич в ощущение холодного камня, где город мрачен, суров, тяжел. Свет цвет и тень города – это еще одна глава для того, что бы остановится и оглядеться. Яркость штукатурки домов – компенсация суровой погоды. Цвет охры на определенном историческом этапе – как цвет раздражения и, если не нищенства, то чего-то очень подобного, пошлости, вульгарности? Тени Петербурга – вертикальные преобразователи и новой осмысленности зданий. Горизонтальных теней в городе вы практически не найдете. Отчего так? Секрет в книге. Остается только вдруг остановиться и присмотреться и так же внезапно понять – город живет и понимаем именно потому, что зритель и есть житель города, потому, что город говорит только тогда когда его слушают, но город не текст, город это ансамбль и индивидуальность. Город это связка между сценами различных эпох и стилей. И только человек могущий оживить своим присутствием и вдохнув жизнь в архитектуру – узреть всю драматургию города….

Александр Степанов. [Феноменология архитектуры Петербурга]