Больше рецензий

31 августа 2017 г. 16:54

709

4

«Повседневная жизнь» обернулась долгим повествованием с огромным количеством подробностей и длинным списком имен. Все это интересно читать, только если действительно увлекаешься балетом и его историей. Поскольку есть у меня немного такого увлечения, терпеливо осиливала сию многословную рукопись.
В конце книги, словно для разжигания угасающего интереса, была припасена история Матильды Кшесинской и императорской фамилии. Может быть, описание тех отношений не задевало бы так остро внимания, если бы не затеянная суматоха в связи с осенней премьерой фильма «Матильда». А любой запрет, как известно, лишь разжигает любопытство.

Дальше...

Вся книга представляет описание истории балета в России на протяжении 18-19 веков и захватывает начало 20 века до момента падения монархии. В центре внимания балет и балерины Санкт-Петербурга, Императорское театральное училище, Петербургский Большой театр. А вот московская балетная жизнь осталась за кадром и едва упоминается.
Как оказалось, развитие столь красивого и изящного искусства находилось в прямой зависимости от настроения и расположения царской семьи и круга дворян. В какой-то мере люди, танцующие, и люди, ставящие балеты, являлись обслуживающей и развлекательной сферой элиты общества в ту эпоху. При этом их отличало привилегированное положение.

С первых же страниц автор перечисляет множество имен, как знаменитых танцовщиц, так и малоизвестных, и совсем неизвестные фамилии. Отнесу это к достоинствам книги: забытые имена хотя бы так сохраняются в истории.
Много информации об училище, его повседневной рутине и устройстве быта учеников. Поступали туда в основном по протекции. За несколько веков обучаться балетному экзерсису приходили сотни девочек. Автор пишет в основном о балеринах, по ее же словам, мужчины в то время в балете были нужны, чтобы поддержать партнершу, и не оставили, видимо, значимый след в истории. И лишь единицы добивались признания, поклонения и обожания, известности и материального достатка. Описание учениц предстает скорее однобоким: они выглядят довольно глупыми, малообразованными, но уже с малолетства обучающимися искусству обольщения. Главная цель, передаваемая от одного поколения танцовщиц другому, – выгодно устроиться благодаря умению танцевать и, главное, внешним данным, найти богатого покровителя, то есть, фактически стать содержанкой. Не сумевшие добиться этой цели, как правило, оставались в кордебалете на последних ролях, не получали признания поклонников, а значит, и дорогих подарков, и скудно существовали после выхода на пенсию.

Момент с подарками в книге весьма утомителен. Автор с каким-то странным удовольствием перечисляет количество и стоимость полученных каждой балериной после спектакля подарков, в основном украшений.
В целом осталось ощущение, что много информации добавлено от себя. Автор что-то додумывает, где-то придумывает диалоги, байки, местами рассказывает сплетни. Поэтому абсолютная достоверность прочитанного вызывает сомнения.
Иногда мешала читать нарушенная логика событий: ход повествования скачет из конца 19 века в его начало, или в конец 18 века, или же вдруг появляется упоминание уже двадцатого века.

Но, несмотря на наличие недостатков, и если забыть о некоторых вольностях, книга может оказаться полезной и любопытной для интересующихся данной тематикой. А мне наконец-то удалось разобраться, как же Мариусу Петипа удавалось так долго задавать тон в русском балете.

Прочитано в рамках игры Долгая Прогулка. Команда Книжная полиция S.K.N.A.: SvetaYa , Kaia_Aurihn , Nastena0807 , Catarrina .