Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

11 февраля 2017 г. 22:40

8K

2.5 Претендент на разочарование года

Ну, держись, детище Дэвида Митчелла.

Начнем с оформления книги, которое и побудило меня приобрести ее (вкупе с восторженными впечатлениями от «Облачного атласа» и рекомендацией Стивена Кинга). Оно шикарное, все такое фигурное, цепляющее бело-серыми веточками деревьев и кроваво-красными окошками в жутковато искривленном особняке. Прибавим название и громкие слова Кинга – все, покупатель попался.

Книга 18+, и, согласно новым требованиям, она запечатана в полиэтилен. И тут начинается самое интересное. Я повелась, купила книгу, прихожу домой, снимаю полиэтилен, и на первых страницах меня ждет… 31 отзыв от различных авторов и изданий. Вдумайтесь. 31 отзыв. Ребята, я уже купила книгу. На что мне отзывы? Разве что чтобы я настроилась на восприятие великого шедевра и не смела его критиковать, раз уж он всем так полюбился? Предположим, но 3 листа с 31 цитатой – не перебор ли?

Ну, хорошо, бог с ними, с отзывами, которые я читать не стала (посчитала только), переходим к содержанию. Книга состоит из нескольких частей, действие каждой – спустя ровно 9 лет после предыдущей. А начинается все с 1979 года и юного Нэйтана Бишопа, которого мама тащит на прием в особняк Слейд-хаус. Странное дело, но найти дом непросто. Вокруг захолустье, никто о нем не слышал. Однако вскоре Нэйтану и Рите удалось обнаружить маленькую черную дверь, за которой благоухал райской красоты сад… И с тех пор их никто не видел. Как и дома.

Несколько героев, несколько посещений, несколько исчезновений – люди, ставшие жертвой «голодного дома», проекции, созданной близнецами, решившими ценой чужих жизней получить бессмертие, никогда не вернутся, но спустя годы их истории все еще будут выплывать на поверхность. Только вот незадача – каждый новый ставший на путь истины тоже исчезает, обнаружив маленькую черную дверь…

Что ж, не буду медлить и елозить мягкими формулировками. На мой взгляд, книга откровенно плохая.

Во-первых, мистическо-фантастический сюжет банален и подходит скорее для сказки, уж больно в нем все наивно и предсказуемо. Во-вторых, во всех частях книги пережевывается один и тот же сюжет, что попросту скучно. В-третьих – и это основной недостаток – главные злодеи, собственно, близнецы Нора и Иона, ведут себя, как театральные картонки. Ну, знаете, вот перед нами умирающий, давайте расскажем ему всю свою историю. Только хорошо так расскажем, с обращениями типа «сестрица-братец», чтобы читатель скумекал, что мы они и есть. И объясним друг другу, что значат все наши непонятные термины – надо все проговаривать, проговаривать! Помни, персонаж: за тобой наблюдает читатель, ему нужна эта информация!

Есть и четвертый пункт. Все повествования идут от первого лица в настоящем времени, и это ужасно. Нет, у Митчелла не отнять таланта – во всякого персонажа верится, будь то закомплексованная студентка или похотливый инспектор. До той поры, пока они не подходят к концу своей истории. Ну, в смысле, «привет, я иду, вижу вот это, мне больно, я умираю». Простите? И когда ты все это «написал»? Очень не люблю такой подход, он мне кажется скверно искусственным, пластмассовым.

Но есть и хорошие стороны, из которых и наскреблось на оценку. Это, как я уже говорила, вера в персонажей – пусть и до определенной поры. В небольших довольно главах изложено очень многое, так, что перед глазами разворачивается вся прошедшая жизнь человека, его достоинства и недостатки, стремления и мечты. А еще Митчеллу здорово удалась атмосфера Слейд-хауса, она очень живая, прямо-таки ощущается. Жуткой я бы ее не назвала, но все же она немного отдает «Оверлуком», застывшем временем, тенями, которые населяют дом, запахом давно завядших цветов.

Но в целом книга непомерно разочаровала. Пожалуй, роман подойдет для экранизации в виде подросткового фэнтезийного фильма (а ведь, напоминаю, на книжке гриф 18+), наивного, преувеличенно готичненького, но как литературное произведение – никуда не годится. Так что могу порекомендовать эту книгу если только любителям простенькой мистики. Или всем, но исключительно в качестве декоративного украшения на полке.

Ветка комментариев


Разделяю ваши впечатления. Немного неловко даже за всех этих авторов хвалебных цитат в начале, которым я тоже удивилась: книга сыроватая, однообразная, хотя местами мрачности действительно хватает. И чувствуется, что можно было выжать из сюжета больше.


Немного неловко даже за всех этих авторов хвалебных цитат в начале

Да, и не говорите :(