Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

20 октября 2016 г. 12:50

643

4.5 Т-34 в бета-версии

картинка metaloleg

А-34 на испытаниях с первой попытки свалил сосну с диаметром ствола в 879 мм. Но дерево коварно упало на танк, разбило фару и повредила подъемный механизм пушки


А вот эта книга - лучшая из "заклепочной" серии покойного издательства Tactical Press - посвящена легендарной "тридцатьчетверке", ставшей одним из символов Великой Отечественной. Но путь к ней был долог и извилист, а авторы очень точно определили хронологические рамки и содержание своего труда. Это разработка танка, его устройство и всевозможные испытания первых двух экземпляров, и их последующая судьба. Морфологически, Т-34 был наследником серии БТ, и его эволюционные предшественники с заводскими индексами КБ А-20 и А-32 уже обладали некоторыми отличительными признаками будущей легенды, например дизельным двигателем и похожими очертаниями корпуса. Но опыть гражданской в Испании и особенно Финской компании показал военным необходимость иметь средний танк с противоснарядным бронированием, и было рекомендовано доработать А-32 в сторону утолщения брони. От семейства БТ (то есть "быстроходный танк") будущая тридцать четверка первоначально унаследовала еще и нехилую скорость в 84 км/час, которую военные сочли явно излишней, и для сбережения моторесурса и рационального использования передач, предложили сократить до 53 км/час путем изменений передаточных чисел. А по соседству с Харьковым, в Мариуполе технологи начали разработку брони для танка, причем для удешевления хотели использовать богатые остатки корабельной брони с добавками легирующих металлов. В целом, при конструировании танка изначально был виден курс на массовое производство относительно дешевой машины, экономичной в эксплуатации, в том числе и за счет дизельного двигателя - при испытаниях сходных БТ-7 и БТ-7М с бензиновым и дизельным движком 100-км пробег обходился второму танку в пересчете на топливо аж в четыре раза дешевле. Само производство двух опытных экземпляров стоило заводу почти 3 млн рублей при планируемой в массовой серии цене в 300 тыс. К концу войны стоимость танка колебалась от 130 до 173 тысяч рублей в зависимости от завода.

О приеме танков у военных есть много в профильной литературе и воспоминаниях участников. В отличии от ленинградца КВ-1 его не послали прямо в бой, а вдумчиво и придирчиво испытывали в феврале-апреле 1940 года. Испытания включали в себя все и за гранью всего, включая пробег от Харькова в Москву, чтобы показать новую машину политическому и военному руководству страны. Сталину танк понравился, было принято решение о постановке серии, но... Вот этот "но" в "кратком", на тридцать девять страниц замечаний со списком всего, что неудолетворяет военных. То есть в общем, бронирование, вооружение, динамика машины и ее подвижность нравятся, но еще напильником нужно было обработать. Перегон до Москвы выявил постоянную проблему с фрикционами (передающий механизм от двигателя на ведущие диски) и вентиляцией двигателя. Еще больше был список претензий по эргономике. Тесная башня, в которой с трудом помещались командир и заряжающий. В кормовую нишу башни была установлена рация, которой пользоваться был должен командир, а номинально стрелок-радист был просто стрелком. Тут, кстати, конструкторы развели руками - нужной рации в производстве, чтобы вписать ее в существующие габариты, просто не было. Как не было и переговорного устройства на трех человек, только на двух, между командиров и водителем. Водитель среднего роста в 175 см поминутно бился головой об край лобового листа, пространства ему давалось только 1 см, и то, из-за неудобного кресла он должен был, наклонившись к рычагам, с силой управлять машиной. Укладка снарядов внутри танка, после того как кончался запас в башне, превращалась в эпическое и длинное вынимание их со дна под ногами нижних членов экипажа и передачи наверх - в бою этих 15 минут на распаковку пары-тройки снарядных ящиков просто не будет. Не хватало и мощности вытяжки, после работы орудия и пулемета существующая не справлялась с содержанием CO внутри машины. В общем танк был сырым и малопригодным, особенно с поправкой на низкую квалификацию обслуживания машины в войсках в тех годах. Тем не менее, одновременно танк был развернут в массовый выпуск, и запущен бесконечный процесс малых и больших усовершенствований, что шел всю войну. И от тех первых двух А-34 и до танка на постаменте в берлинском Тиргартене лежит огромный труд конструкторов и производственников.

Есть отдельная глава с кучей чертежей и подробных описаний брони и механизмов первых двух машин, в заключительной главе речь идет о некоторых новинках, которые испытывали на технике - варианте дизельного двигателя и литых траков гусениц. В целом, исследование интересно и для моделистов - склеить и раскрасить тот самый первый Т-34, так и для любителей военной истории, посмотреть с чего начинались будущие танковые армии Страны Советов.