Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

16 августа 2016 г. 10:44

2K

4.5 *В тексте полно спойлеров*

Давайте определимся сразу: я противник смертной казни, в особенности в феодальных странах типа России или Саудовской Аравии. Автор тоже. Теперь можно перейти и к "рассмотрению случая по существу".

Автор ссылается на Кёстлера , которого и я только что прочитал. В отличие от Кёстлера, Камю пишет ясно, не зря я его раньше любил.
В его тонкой книжке полно идей, которые я хочу записать для себя на будущее. Про спойлеры я всех предупредил.
Книга написана в 1950-х годах, т.е. всё относится к тому времени. Сейчас многое изменилось, но об этом я сделаю замечание немного позже. Уточню: речь идёт о современной автору Франции и, следовательно, о гильотине.
Кёстлер писал о Великобритании, и у него соответственно место гильотины занимала виселица. Англичане и сегодня не особенно любят французов за "оккупацию" 1066 года. (Чего ж нам ждать от стран бывшего "социалистического лагеря"?..)

Идея #1
Когда-то давно смерть была сакральным событием, но не последним: впереди ещё был Божий суд, который вполне мог бы превратить неправедно осуждённого в мученика. В этом смысле сегодня всё по-другому: мы (суд, общество) выносим решение, не подлежащее пересмотру, и в этом смысле судья

убивает потому, что его предки верили в жизнь вечную

Это в самом деле большая разница.

Идея #2
XIX и XX века создали массу учений, социальных, эволюционных и т.п., которые заменили идеи божественной и царской власти в государственном устройстве.

Политические утопии, привитые к этим доктринам, предрекают в конце времен золотой век, заранее оправдывающий все общественные неурядицы.
...
[общество] стало считать преступлением и святотатством все, что противоречит его замыслам и недолговечным догмам
...
Больше всего крови проливает тот, кто считает, что на его стороне право, логика и сама история.

Камю имеет в виду государство. Самое интересное: государство научилось манипулировать общественным мнением, так что теперь оно может легко прикрываться этим самым общественным мнением, чтобы творить что захочет.
Вот откуда взялись
-- Сталин со светлым коммунистическим будущим для всего человечества,
-- Гитлер с его тысячелетним рейхом (к счастью, только для немцев),
-- Мао с десятью тысячами лет счастья не знаю для кого,
-- Пол Пот с его "демократическим" обществом всеобщего равенства
и прочие, имя им -- легион.

Идея #3
Гильотина, самое французское и предположительно самое гуманное на то время средство казни, представляет собой замаскированную пытку.
Не уверен, что это так, никто никогда не делился своими впечатлениями от полученных ощущений. Зато я полностью согласен с автором в том, что само "предвкушение" смертной казни любого вида -- уже хорошая психологическая пытка для осуждённого, а пытки в наши дни не в почёте, что правильно.
Некоторые считают, что пожизненное заключение представляет собой ещё более жестокое наказание, чем гильотина. Камю предлагает изящный выход: узник должен иметь право лично для себя выбрать смерть, если хочет. Для этого ему должен быть предоставлен яд. Где-то я об этом уже слышал. Камю тоже. Поэтому он предполагает использование яда, более гуманного, чем цикута.

В книге есть ещё ряд интересных идей, но не интересно их перечислять. Достаточно этих.


Камю в своей книге сделал неожиданный прогноз:

Возможно, лет через тридцать положение изменится.

Надо же! Угадал! И как точно! Сегодня в большинстве приличных государств положение со смертной казнью намного лучше.
Но навсегда ли это? Не ждёт ли нас очередная, например, большая война или какой-то тип инквизиции? Или дикари какие-нибудь заставят нас вернуться к феодальным законам? Это вопрос, вопрос...

А вот цитата, которая мне понравилась больше всего:

Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы закон защищал человека от государства, пораженного безумием фанатизма или самомнения.

Вот точнее и не скажешь!

------

Перечитал свой текст. Очень он получился сухой. Но это я для себя писал, о чём предупреждал честно.
Далее буду писать уже для всех. Попробую сухари немного разбавлять водой.

------

Значит так, теперь немного о грустном.
Раньше я действительно любил Камю и принимал на веру практически все его слова, потому что он очень умный человек, к тому же не склонный к философской демагогии. А главное -- назван он в честь отличного коньяка!
Камю (не человек)
Сегодня я уже не тот. Смотрю на некоторые силлогизмы и вижу: логика не совсем железная:

Утверждать, будто того или иного человека можно абсолютным образом отсечь от общества, потому что он абсолютно зол, значит признать, что общество представляет из себя абсолютное добро

Не согласен я, как знаменитый Полиграф Полиграфович Шариков:

-- С кем не согласны, позвольте узнать, с Лениным или с Каутским?
-- Да... (зевок)... с обоими.

Действительно, если мы убиваем определённого человека, считая его абсолютным злом, то из этого никак не следует, что себя мы считаем абсолютным добром. Мы вполне можем считать себя тоже злом, но не настолько абсолютным, чтобы быть немедленно убитыми. Об этом вам хоть кто скажет, хоть тот же Аристотель.
И таких аргументов Камю позволяет множество. Раньше я этого не видел, теперь замечаю.

Но Камю всё равно люблю. Всех их сразу: Альбера больше всех, X.O. немного меньше, V.S.O.P. ещё меньше, но и V.S. тоже хорош. (Поскольку на Лайвлибе очень много женщин, вынужден пояснить: последние трое -- это всё коньяки.)

Ну и, думаю, Альберу понравился бы анекдот про его любимую-ненавистную гильотину.

Жан, Джон и Иван приговорены к смертной казни с условием, что сами могут выбрать способ.
Первым вызывают Жана.
-- Выбирайте: виселица или гильотина?
-- Я истинный француз и выбираю, разумеется, гильотину!
Хорошо. Кладут его на эшафот, под голову подставляют корзину. Палач нажимает кнопку.
Вжик-к-к-к-к! -- Гильотина застряла!
По всем обычаям дважды не казнят, Жана отпускают. Он довольный уходит и, проходя мимо Джона, шепчет ему:
-- Гильотина не работает...

Теперь зовут Джона. Вопрос тот же:
-- Виселица или гильотина?
Джон отвечает:
-- Мы, англичане, очень любим французов, поэтому я выбираю -- гильотину!
Вжик-к-к-к-к! -- Гильотина опять застряла...
Отпускают Джона, и он, проходя мимо Ивана, шепчет:
-- Иван! Гильотина не работает!..

Очередь Ивана. Вопрос, естественно, всё тот же.
Иван:
-- Ну что спрашиваете? Ну виселица, конечно: гильотина-то не работает...

Ветка комментариев


Да, Камю очень ясно пишет, никогда не встречала никого, кто бы писал так ясно.