Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2016 г. 13:36

2K

4.5

Появление в 2007 году книги Ирины Лукьяновой о Корнее Чуковском вызвало нешуточную журнальную полемику со всеми характерными для нашего литсообщества перегибами. Чуковед Евгения Иванова, наряду с верными замечаниями о неряшливой редактуре и повторах, выдвинула и такие обвинения, как профнепригодность биографа, необозначенное соавторство и компилятивный характер исследования. Якобы книга представляет собой лишь развернутый комментарий к дневнику Чуковского, написанный при непосредственной помощи Дмитрия Быкова, того самого, а по совместительству и мужа Ирины Лукьяновой. Критик Михаил Золотоносов выступил в схожем ключе, оскорбившись, что “неведомая” ему Лукьянова лезет со своими банальностями в большую науку (где сам рецензент, очевидно, широко известен). Быков, в том же 2007 году выпустивший в ЖЗЛ “Пастернака”, на страницах журнала “Новое литературное обозрение” вступился за супругу, подчеркнув, что “литературная кухня” у них разная, и пригрозил подать на Иванову в суд за клевету. Та немедленно ответила, да ещё и подключив тяжелую артиллерию в составе редакции журнала. Спустя несколько месяцев выступила и сама Ирина Лукьянова, которой, похоже, навсегда отбили охоту писать биографии: она заметила лишь, что Иванова плохо читала книгу и предпочла разбирать личность автора, а не его труд. Удивительная дискуссия с обвинениями вроде “Да ты кто такая?”, “Вас тут не стояло!” и “С кем спишь?!” вскоре стихла, не дойдя до кровопролития и судебных разбирательств , но оставив горькое ощущение, что за сто лет истории русской литературы методы изничтожения писателей мало поменялись. Всё так же им припоминают происхождение, моральный облик, заграничные связи и политические взгляды – и этого с лихвой хватает, чтобы обойтись без анализа собственно книг. Так “прорабатывали” и Корнея Чуковского. Только ещё кровожадней – в духе времени.

Сын швеи и еврейского студента, исключенный из гимназии самоучка, одессит в Петербурге – у неразборчивых оппонентов было чем попенять Чуковскому. Впрочем, К. И., известнейший литературный критик своего времени, и сам никого не жалел. Попасть под его перо боялись Брюсов, Гумилев и Ахматова; на рецензии Чуковского крепко обижались Анненков и Саша Черный, Бальмонт и Блок, считавший его поначалу демагогом и выскочкой. Лидию Чарскую же Чуковский попросту уничтожил, выставив примером плохого вкуса и литературной пошлости (при этом после революции, узнав о бедственном положении Чарской, К. И. выхлопотал ей пенсию). Он с большим удовольствием распинал на страницах кадетских журналов второстепенных писателей, доводя их до эпиграмм и белого каления. Его статья “Нат Пинкертон и современная литература” впервые обратила внимание на феномен популярного чтива и шире – массовой культуры, которую К. И. исследовал на протяжении всей жизни. В главном споре эпохи – между формой и содержанием, между “чистым искусством” и общественной пользой книги – Чуковский не принимает ничью сторону, по его убеждению, лишь созданное бескорыстно, случайно, бесцельно приобретает духовную ценность.

В то же время сам К. И. остро страдает от безденежья и писательской несостоятельности: журналистам и тогда платили немного, а замахнуться на большую литературу не позволяла самокритичность (рядом с Блоком и Горьким это неудивительно). Рефлексия, неуверенность в своих способностях, меланхолия – постоянное настроение дневника Чуковского – разительно контрастируют с жизнелюбивым, обаятельным, неутомимым писателем, на лекции которого по всей России собирались полные залы. Расцветавший в относительно спокойные времена, Чуковский прятался и убегал от потрясений своего века. Человек традиции, человек корней, которого на земле держали дела и семья, он не уехал и не свёл счёты с жизнью. Работа помогла ему пережить перелом.

Революция сделала Чуковского детским писателем, попросту закрыв иные пути. В голодном Петрограде, где К. И. носился в поисках средств существования для обитателей Дома искусств, где пытался издавать литературные журналы, где спасал книгоиздание вместе с Маршаком и Замятиным, было не до критики: книги и рецензии на них шли на растопку печей. Потом советская власть припомнила ему и сотрудничество с либеральной печатью, и командировку в Англию в 1916 году, и критику Горького, и якобы буржуазное происхождение – и окончательно запретила писать о современной литературе. Чуковский, удивлявший современников разнообразием интересов и эрудированностью, ушёл, как и многие тогда, в периферийные области: литературоведение, перевод, детскую литературу. И везде добился первоклассных результатов. Только сам К. И., должно быть, знал, чего ему это стоило.

Пришлось пережить и травлю сказок, и борьбу с антропоморфизмом (“чуковщиной”), и обвинения в космополитизме. Пришлось побороться за право трактовать Некрасова по-своему, за работу над мемуарами Репина, за правильный перевод Шекспира – Чуковский оставался беспокойным проповедником своей единственной религии, русской литературы. И стоически сносил упреки, в том числе и своей дочери Лидии, за неучастие в политических акциях, за то, что где-то давал слабину, что-то подписывал, кого-то не уберег. Всё это было, никто тогда не избежал компромиссов с властью, но между неизбежной гибелью в борьбе с системой и посильной повседневной помощью он выбирал последнее и неустанно хлопотал за литераторов, ученых, знакомых и родственников, иногда просто невинно пострадавших, от которых получал письма с адресом: “Москва или Ленинград. Корнелю Чуйковскому”. Каждодневная работа – вот рецепт выживания: вставать поутру, садиться за стол, писать, редактировать, корректировать, бегать по издательствам и учреждениям, просить, умолять, пропихивать… Терять детей, выживать в эвакуации, терпеть, когда травят и мучают, и работать, работать, работать. Поэтому, быть может, он не погиб, раздираемый изнутри, как Фадеев, не стал присяжным заседателем литературы, как Федин, не вертелся флюгером, куда прикажут, как Михалков, и душевно не истратился, как Шолохов. “В России надо жить долго”, говорил Чуковский. Наверно, это и есть урок, который можно вынести из его биографии: живи отдельно, своим миром, не сближаясь со злом, работай над любимым делом, не опускай руки, когда невозможно, и тогда победа, пусть даже моральная, останется за тобой.

Комментарии


Но несмотря на "да кто ты такая?" и "с кем спишь?" книга получилась стоящая, судя по оценке?))


Очень даже. Она огромная, 1000-страничная, но читалась прекрасно, в три недели её закончил. В принципе, можно с любого места открыть и зачитаться. А эти язвительные критики просто не могут смириться, что человек без научных заслуг вот так садится и пишет чью-то биографию. Хотя у Лукьяновой диссертация по Чуковскому.


У меня просто эта книга в электронке есть, поэтому было интересно мнение о качестве этой биографии почитать. А то я как-то обошла такого гиганта слова, как Чуковский, стороной, хотела исправить это досадное недоразумение. Тем более в загашнике ещё три тома его дневников лежат.

человек без научных заслуг вот так садится и пишет чью-то биографию


Тем более это поле уже занято и поделено, как я поняла)))


Могу посоветовать, книга в хорошем смысле легкая и занимательная, специальных знаний для неё не нужно, зато она сама много дает информации о литературном процессе тех лет, Чуковский ведь "всех знал", от Блока до Солженицына. Тут нужна рецензия раз в 5 больше моей, да и то я почти только о самом К. И. писал...
Поле поделено, конечно. Вот Евгения Иванова ругает Лукьянову:

Читать эту книгу я стала крайне неохотно, было у меня такое подозрение, что ничего хорошего у автора не могло получиться. Не зря же существует акадeмическая традиция: сначала публикуется корпус сочинений и писем, потом составляется летопись жизни и творчества, а уж потом приходит очередь биографии. А письма Чуковского только готовятся к публикации… Но заикнуться сегодня об этом за пределами академических институтов не дадут, сразу замашут руками: у нас, дескать, не научное издание. В общественном сознании сегодня признаки научности — сухость, скука, а вот за ее пределами — якобы расцвет свободной мысли.

Вообще, вся эта замечательная полемика, где никто не стеснялся в выражениях, есть вот здесь по ссылкам внизу. Очень занимательное чтение)


Какое восхитительно поливание грязью)))
Как, однако, Иванова приложила книгу:

Перед нами совершенно новый феномен — книга, которая заведомо не рассчитана на чтение.

биография крупнейшего литератора и детского поэта в тысячу страниц, пережившая несколько презентаций, одобренная большинством рецензентов и при этом не прочитанная ни автором, ни редактором, ни корректором, ни рецензентами.

Только вы её прочли, короче)))


Да Иванова вообще жестит во все поля (прошу прощения за мой неотредактированный слог). Это не рецензия, а поток оскорблений автору, просто "мочилово", как говорили во времена Сергея Доренко. Я такого не видел ещё, честно признаться, поэтому с любопытством прочитал до конца. И ответ Быкова. И ответ Лукьяновой. И реплику "многомудрой" Ирины Прохоровой, главреда "НЛО". Как меня только не отговаривали от чтения этой книги, но отбился)


После такого, вам, наверное, ещё больше захотелось увидеть своими глазами это "безобразие".


Поздно товарищи спохватились, я уже зачитался и втянулся.