12 января 2016 г. 16:37

5K

5

Трактат Витгенштейна.

"Знающий не говорит, говорящий не знает". - Дао дэ цзин

Витгенштейна (дальше В.) и Хайдеггера (дальше Х.) можно считать самими крупными философами 20 века. Х. определил развитие континентальной европейской философии а В. – аналитической, которая стала особо популярной в Великобритании и США. Они родились в один год (1889), но ни разу не встречались. Многие сожалеют об этом, утверждая, что диалог этих мыслителей мог продвинуть философию на новый уровень. Мне трудно представить это. Для Х. (по крайней мере, периода «Бытие и время»), то, чем занимался В. было бы несущественным т.к. мало касалось бытия, а для В., то чем занимался Х. скорее всего было бы абсолютной бессмыслицей.
картинка Neron_ картинка Neron_
В. был действительно уникальным человеком. Будучи сыном самого богатого человека Вены, он отказался от наследства и анонимно (!) отдал все свои деньги деятелям культуры, а сам уехал работать сельским учителем в глубинку. Кто из читателей так сможет сделать?
«Логико-философский трактат» - это главное произведение «раннего» Витгенштейна. Он состоит из 7-ми афоризмов, которые развиваются и объясняются другими афоризмами. Сам трактат много говорит о логике, но самое главное в нем – это мистическое, недосказанное, то о чем нельзя говорить и о чем В. промолчал. Именно эту, вторую часть трактата В. считал самой важной, но ее современники как раз и не поняли.

Наиболее важными положениями Трактата я считаю следующие:
1.«Мир состоит из фактов, а не вещей» (объект, предмет). Это означает, что мир состоит не из объектов, а из того, что с этими объектами случается, происходит т.е. из фактов. Соединение разных объектов и есть атомарный факт. Сложные факты (молекулярные) состоят из других простых фактов, но атомарный (простой факт) состоит из простых объектов. Наука изучат, поэтому, не объекты, а процессы т.е. то, что с ними происходит. Следует, однако, отметить, что когда В. говорит о факте или вещи, он рассматривает его в логическом, а не в физическом пространстве. Он сразу отделяется от эмпирики. Факт или вещь у В. – это просто логические категории, поэтому он и не приводит эмпирических примеров простого объекта или факта. Это не означает, конечно, что он отрицает объекты в физическом пространстве, просто В. считает, что логическое пространство является более фундаментальным, нежели физическое.

2. Язык и мир. Язык человека описывает мир, т.е. факты. У языка, по сути, только одна функция – описательная. Но поскольку язык описывает факты, то применение языка к тому, что не является фактом бессмысленно. Границы языка таки образом ограничиваются описанием фактов.

3. «Границы моего языка означают границы моего мира».
картинка Neron_
Маленький прямоугольник – это границы языка. Эти границы определяют границы мира – большого прямоугольника. За границами большого прямоугольника (мира) также что-то может быть, но мы не можем это осмыслить и выразить в мысли т.к. границы нашего мира определяются нашим языком (маленьким прямоугольником). Собственно говоря, вопрос, почему наш язык определяет границы мира – это то, чему посвящено 2/3 объема Трактата.

4. В языке существуют три типа предложений:
- осмысленные (апостериорные) – это те наши предложения, которые описывают факты, они являются образами («картинами») фактов. Истинность или ложность этих предложений зависит от их соответствия действительности (фактам). Таковы положения естествознания, эмпирических наук. Осмысленность у В. – это способность соответствовать или не соответствовать фактам. Совокупностью всех истинных Мыслей (предложений) является Картина Мира.
- лишенные смысла (априорные) – это, например предложения логики и математики. Предложения математики носят чисто умозрительный характер и никаких фактов не обозначают, но их истинность очевидна для нас. Предложения логики также относятся к этой категории, их нельзя верифицировать, но они очевидны, поскольку говорят о самом языке.
- бессмысленные – это те предложения, которые описывают то, что выходит за границы языка-мира. Бессмысленные предложения пытаются выразить то, что находится за границами мира (большого прямоугольника). Таковы предложения, которые формируются в философии или религии. Но, поскольку такие предложения выходят за рамки языка (мира) то они являются бессмысленными. В отношении них нельзя сказать, истинны они или ложны, поскольку тому, о чем говорит философия (например, Бог, субстанция) нельзя найти соответствующего факта в действительности. Например, предложение «Аллах акбар» для В. будет абсолютно бессмысленным, поскольку мы здесь пытаемся описать то, что выходит за границы языка.

5. «Смысл мира должен лежать вне его». «Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это – мистическое».
Здесь самое интересное. В., говоря о бессмысленности философских или религиозных предложений, не говорит о том, например, что Бога нет. Бессмысленные предложения не могут быть истинными или ложными, ведь это признак осмысленных предложений. Он лишь хочет сказать, что мыслить, выражать в языке то, что находится за границами мира бессмысленно. Это невыразимо в языке, но оно может показать себя. То, что находится за границами мира – постигается иррационально (интуиция, чувствуется, какой-то мистический опыт и т.п.). Но это невыразимо в мысли (языке).

6. «Мир не зависит от моей воли. Если добрая и злая воля изменяет мир, то она может изменить только границу мира, а не факты, не то, что может выражаться в языке. Короче говоря, при этом условии мир должен вообще стать совсем другим. Он должен, так сказать, уменьшаться или возрастать как целое. Мир счастливого совершенно другой, чем мир несчастного. Смерть не событие жизни. Смерть не переживается». Этика находится за пределами мира. О ней нельзя говорить осмысленно, но на способна придать фактам хоть какую-то субъективную ценность, смысл, поскольку в самих фактах никакого смысла нет. Поэтому, мир счастливого другой, нежели мир несчастного, ведь у них разное отношение к фактам. Воля не может изменить факты мира, ведь между моей волей и миром нет логической причинной связи. То, что я хочу не стареть не значит, что мир ответит мне вечной молодостью. Поэтому, в отношении к фактам мира, нам остается только принять достойную этическую позицию, которая и предаст нашему существованию смысл. Для В. философия – это не теория (она невозможна) а деятельность, движение воли, способ жизни.

7. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Невозможно говорить о том, что лежит за пределами нашего языка (мира), но это является самим важным для нас. Решение всех научных вопросов мало что дает для фундаментальных проблем нашей жизни (есть ли Бог, в чем смысл жизни, кто «Я», этические проблемы и т.п.). Поэтому, мы можем об этом помолчать, постигая запредельное иррационально.

Решил ли этим В. все проблемы метафизики? Да, по-своему решил. Решил просто и гениально. Но его ответы мало что нам дают.

«Стало быть, я держусь того мнения, что проблемы в основном окончательно решены. И если я в этом не ошибаюсь, то ценность этой работы теперь заключается, во вторых, в том, что она обнаруживает, как мало дает то, что эти проблемы решены». – Людвиг Витгенштеин.

Комментарии

"И лишь молчание понятно говорит" (Жуковский. 1818 год)
Посмотрите как-нибудь: https://www.youtube.com/watch?v=oSMTxS6dlXc - интересно о языке)

0 12.01.16

)) спс. Дискурс очень похож на Витгенштейновский. Хотя, вставка между диалогом по поводу того, что мысль материальна – это «вульгарный материализм» XIX века, стремление все свести к материи.

0 13.01.16

возможно, что дело в несовершенстве языка. Нет термина, обозначающего именно эту материальность. Разве что "эфир") Я поддерживаю идею о материальности мысли))
По теме Витгенштейна очень интересно у Гоббса в первой части. Цитаты приводить не буду, они огромные, а пересказывать нет смысла, лучше сами взгляните, если, конечно, еще не читали)

0 13.01.16

))) В этом я скептик, по крайней мере, до момента получения учеными достоверных экспериментальных научных доказательств этого. Если мысль материальна, то она должна состоять из материальных частиц материи (атомы, молекулы и т.п.), иметь массу, занимать пространство и т.п. Это бы уже давно заметили, ведь почти все ученые грезят расправиться с почти последним прибежищем идеальной субстанции и идеализма. Я не слышал ни одного авторитетного физика, который бы говорил о материальности мысли. В любом случае, ему бы сразу дали бы Нобелевскую премию по физике за доказательство этого. Это было бы эпохальное открытие.

Хотя материальность мысли очень привлекательная идея: мы могли б двигать предметы в пространстве, влиять на здоровье других людей и на свое тоже. «Магия» в основном работает на этой основе (вуду, бабки там разные, лечащие силой мысли, экстрасенсы и т.п.). Сейчас очень много книг и фильмов выходит с использованиям псевдонаучных и околонаучных данных.

Другое дело, книги Дейла Карнеги и компании современных «психологов» из разряда «Как сидеть на диване и стать миллионером» - народ верит, деньги делаются. Сейчас эта тема стала очень модной потому, что люди не хотят работать и все стали гонятся за успехом. Мало кто хочет стать просто лучше, самосовершенствоваться. Все хотят больше потреблять с наименьшими усилиями.
Мне очевидно только то, что позитивный настрой отдельного человека может повлиять на поведение других людей, но чисто психологически, а не в физическом понимании. Позитивный настрой делает человека более уверенным в себе, более приветливым с другими и это влияет на отношение других людей. Но здесь не стоит заниматься самообманом в отношении реальности и тем более отказываться от своего «Я» в погоне за отношениям других людей.

+1 14.01.16

Разве мысль кому-то что-то должна?))
"Эфир - гипотетическая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны.
Под понятием «эфир» подразумевается некая среда, заполняющая всю Вселенную, и которая является посредником для взаимодействия. Свет, тепловое излучение, магнетизм, электричество, гравитация и, возможно, сама материя — считаются определенными проявлениями эфира."
Как доказал Макс Карл Эрнст Людвиг Планк, в физике есть еще черные дыры, белые пятна, другими словами - есть место для открытий)

Хотя материальность мысли очень привлекательная идея


Очень)) А вы не верите в силу мысли и в шаманов?)

Сейчас эта тема стала очень модной потому, что люди не хотят работать и все стали гонятся за успехом. Мало кто хочет стать просто лучше, самосовершенствоваться.Все хотят больше потреблять с наименьшими усилиями.


Да это нормально, я бы назвала это "первоначальное накопление капитала") Должно пройти чувство голода, наверное, чтобы накопительство, приобретение перестало быть ценностью. Касается, кстати, всего, не только материального, но и отношений тоже. Обращение к миру: "Дай" от нищеты, как мне кажется. И чем больше нуждается человек в чем-то, тем бОльшую цену готов платить, вплоть до отказа от своего "я" (мое нескромное мнение, возможно, что оно не оригинально:)

0 14.01.16
Очень)) А вы не верите в силу мысли и в шаманов?)


Неа в шаманов не верю ))…но могу поверить в инопланетян и внеземные цивилизации )))

«Сила мысли» - это гораздо более приемлемая формулировка для меня, нежели «материальность мысли» поскольку я не считаю, что идеальное имеет атрибуты материи (масса, пространство и т.п.). Хотя, в истории философии были оригинальные примеры их соединить. Тот же Спиноза говорил, что существует только материя, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Бог у него – это Вселенная, которая не только протяженна, но и разумна, живое существо (пантеизм).

Мысль идеальна. Может ли она влиять на материю (если так понимать «силу мысли»)? Возможно. Вопрос о том, как соотносится между собой и влияет идеальная субстанция на материальную мучил много философов-дуалистов, особенно Декарта и это очень большая тема. Если брать человека, то здесь действительно разные факторы психики могут влиять на его здоровье (психосоматические заболевания). На внешний мир? Это же легко проверяется экспериментально, но я пока не вижу, чтобы экстрасенсорика была установлена экспериментом. А если это легко доказать и этого до сих пор не сделали, то простой здравый смысл подсказывает, что это шарлатанство.

0 14.01.16
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
+1 14.01.16