Больше рецензий

reader261352

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2015 г. 09:26

3K

5 Япония, пронизанная светом

Что я знаю о Японии? Васаби, суши, оригами? Хиросима, саке, Мураками? Гейши, Китано, харакири? Самураи, бонсай и Миядзаки? Сэйлор Мун? Да, наверное, о Японии мне известно побольше, чем, например, об Уругвае. И я смогу назвать десяток ассоциаций и несколько имен, но всё это будет как минимум поверхностно, почти ничего.

Ничего, что помогло бы хоть немного прикоснуться к загадочной японской душе, хоть одним шажком ступить в этот закрытый мир. «Тысяча осеней Якоба де Зута» подарили мне тысячу возможностей посмотреть на Японию, о которой я даже не догадывалась.

Хотя роман был впервые опубликован всего пять лет назад, написать об острове, раздираемом Западом и Востоком, Дэвид Митчелл мечтал с 1994 года, когда впервые побывал в музее Дедзимы. Но только 2006 году он начал кропотливую работу. Четыре года писатель дотошно изучал историю Японии 18 века. Зануде Митчеллу нужно было узнать всё: от знаковых событий до того, как японцы брились.

Вот это искреннее, бережное отношение к чужой культуре, можно заметить в каждой строчке. Вкрадчивое, спокойное повествование пятого романа писателя пронизано Японией.

Если у меня и есть любимый английский писатель, то это Дэвид Митчелл. Я не знаю, как он это делает и честно, не хочу даже предполагать (пусть хоть по средством нашептывания заклинаний), но из книги в книгу у него получается стирать границы между реальностью и вымышленным миром.

И сейчас читая «1000 осеней», я оказалась в далеком девятнадцатом веке в бухте Нагасаки, на острове «для чужаков»: бежала вслед утреннему бризу, вдыхала ароматы цветов и трав, чувствовала прикосновение осени.

Сюжет – отдельная, я бы сказала магическая особенность романа. Судьбы совершенно разных людей сплетены в тугой узел: Якоб де Зут, Огава Узаемон, Аибагава Орито, доктор Маринус. Между ними нет ничего общего, кроме того, что их соединил и разлучил навсегда забытый богом остров.
картинка reader261352

Многослойность текста не дает возможности выявить основную сюжетную линию. Судьба каждого героя беспрецедентно важна: презренный гайдзин, беззащитная акушерка, безродный моряк, влюбленный наследник… Так искусно сплести сюжет, не запутавшись самому, под силу не каждому автору.

Несмотря на то, что книга пропитана грустью, она оставляет светлые чувства. Пусть и состоит из череды растоптанных жизней, разбитых надежд и несбывшихся чаяний, здесь есть любовь и кровавый культ, дремучие предрассудки и просвещение, религиозный трепет и земная страсть.

Да, теперь о Японии мне известно больше … ;)

Ветка комментариев


Обе книги автора относятся к тому очень редкому типу книг, достоинства которых для одних понимающих в чтении читателей являются не в меньшей степени недостатками для других не менее понимающих. Вот вы например отмечаете как достоинство, что в книге и сюжет-то напрочь отсутствует, ай какой автор молодец, что сам не запутался!)))

Многослойность текста не дает возможности выявить основную сюжетную линию...
Так искусно сплести сюжет, не запутавшись самому

Я же в том же самом вижу крайний непрофессионализм автора и главный недостаток книги.
Еще один пример того что мы оцениваем полярно:

из книги в книгу у него получается стирать границы между реальностью и вымышленным миром.

Для вас это делает Митчелла любимым писателем, для меня же это неспособность провести грань между вымыслом и реальностью и потому смертный грех.
Вы поняли о чем я?

Большое мастерство похоже на неумение

Достоинства являются одновременно и недостатками. Это тот случай, когда с книгой просто необходимо знакомиться. Но и не все кактусы стоит грызть до последнего укуса, если вы так восприняли.

На мета уровне "1000 осеней" и "Сёгун" книги об одном и том же: о межкультурном диалоге, гайдзине, Японии и... С этим ведь вы не будете спорить?

Мне категорически не нравится результат, который дает писательский метод Митчелла и поэтому он мне не интересен.

А вот ваша рецензия мне напротив очень нравится.)))


Очень приятно видеть именно аргументированную точку зрения.
Про межкультурной диалог согласна... Я вообще спорить не собиралась, потому что мне всегда интересно чужое мнение, тем более противоположное, тем более обоснованное.
Важно понять, почему одними (как я) Митчелл любим, другие его на дух не переносят - теперь предельно ясно.
Спасибо большое за развернутый ответ)))


потому что мне всегда интересно чужое мнение, тем более противоположное, тем более обоснованное.


И это важное ваше качество или скорее способность, примененные к окружающему миру, позволит увидеть его многоцветие и одновременно целесообразность. Очень полезно видеть у монеты минимум три стороны, лучше если одновременно.))))
Ваша рецензия несомненно стоит такого ответа.)))