Больше рецензий

23 сентября 2015 г. 16:59

381

3

Скорее научное пособие, чем книга для чтения. Как ни странно, больше всего понравились тексты из предфилософской традиции. Соответственно, меньше окончание книги. Последнюю треть-четверть просмотрел по диагонали. Из полезного для себя вынес следущие пассажи Аристотеля о Мелиссе:

10. АРИСТОТЕЛЬ. О софистических опровержениях, 5. 167 b 13:
Например, аргумент Мелисса о бесконечности универсума, исходящий из посылок, что
универсум не возник (так как из не-сущего не может возникнуть ничего) и что
все, что возникло, возникло из начала. Стало быть, если универсум не возник,
то он не имеет начала, а следовательно, бесконечен. Но вывод не вытекает по
необходимости: из того, что все возникшее имеет начало, не следует, что все
имеющее начало возникло.
Там же, 6. 168 b 35: . . .Как в аргументе Мелисса, который исходит из
равнозначности выражений «быть возникшим» и «иметь начало» или «становиться
равными» и «приобретать ту же величину». Он полагает, что коль скоро
возникшее имеет начало, то и имеющее начало возникло, поскольку, мол, «возникшее»
и «конечное» равнозначны как «имеющее начало».
♦Там же, 28. 181 а 27: . . .Аргумент Мелисса: он постулирует, что если
возникшее имеет начало, то невозникшее не имеет; следовательно, если Вселенная
не возникла, то она и бесконечна.
♦АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 3. 186 а 10: Что Мелисс допускает
паралогизм — очевидно; он думает, что постулировал: если все возникшее имеет
начало, то и все невозникшее не имеет.

11. АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 2. 185 а 32: Мелисс утверждает, что сущее
бесконечно. Следовательно, сущее есть некое количество. так как понятие
бесконечности оперирует с количеством, а не с сущностью и не с качеством.
Ср. А 7. АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 6. 207 а 9=28 А 27.

Книга изобилует повторениями одного и того же из разных источников - но на то она и есть справочное пособие, и как таковая
является полезным.
Из более удобочитаемого по этому периоду мне попадалась книга С.Н. Трубецкого "Метафизика в древней греции".