Больше рецензий

27 января 2015 г. 03:12

2K

1.5

Открывая эту книжку, я мечтала, как забацаю по ней офигенный конспект, чтобы потом штудировать литературу, как профессиональный читатель. Ведь именно таким товарищем и был Николай Александрович Рубакин. И уж если в советское время издали его книгу под названием "Как заниматься самообразованием", то в ней точно должно быть конкретные практические советы. Ведь это Рубакин с лёгкостью за год подготовился к экзаменам в универ экстерном, потом изучил кучу языков, прочитал гору книг и, сидя в Швецарии, ежегодно составлял списки самых крутецких книжечек (топ-40!), изданных в этом году, которые спешно публиковали литературные журналы разных стран. И пусть методика была бы довольно устаревшая (всё-таки сейчас с добычей информации полегче), но всё-таки работу с книжным массивом можно было бы как-то упорядочить.

А вот фигушки.

Во-первых, это оказалась не полноценная книга. Это сборник статей, которые отобрали какие-то редакторы и хвастливо назвали это "Как заниматься самообразованием". Рубакин же ничего подобного не писал, а как показал дальнейший текст, ничего такого в виду и не имел. И никаких тебе поз, нкиаких методичек.

Во-вторых, книжечка оказалась неожиданно полна воды. Нет, я логично ожидала пафосных речей и советской прямой под дых мотивации. Она тут тоже нет. Воды огромное количество из-за того, что автор стремится каждую свою мысль высказать как можно более общими словами. Ну да ладно, я это дальше на примерах покажу.

Начинается всё довольно бодро, хоть и очень издалека. Весьма здраво Рубакин высказывает несколько основных мыслей про самообразование.
1. Общее (широкое) образование помогает связать картину мира в единое целое, развивает интеллект и тем самым является поддержкой для образования специального.
2. Самообразование начинается не с книги, а с жизни, с формирования привычек к интеллигентности и жажде получать новую инфомрацию.
3. Теорию всегда нужно стремиться проверить практикой.

Здраво? Вполне. Ну так вот эти три мысли Рубакин повторит раз четыреста. Или триста. В общем, где-то больше половины книги (правда, там ещё был небольшой биографический очерк о его житье-бытье) все эти три мысли будут повторяться и не будут никак конкретизироваться. Вообще. В какой-то момент даже редакторам становится от этого стыдно, поэтому они воткнули сноску, где кокетливо "оправдались", дескать мысли действительно повторяются, но каждый раз освещаются с другой стороны. Фига с два. Они не только с другой стороны не освещаются, но и вообще не освещаются никак.

Иногда он подкидывает ещё здравые мысли, но опять же бестолково. Например, он говорит, что у читателей есть разные типы восприятия. Кто-то лучше запоминает факты и статистику, кто-то лучше улавливает эмоции и нужно выбирать ношу по себе. Но опять никакой конкретики. Какие именно бывают типы читателей? Какие книги им выбирать? Нет ответа.

На что ещё нет ответа?


Другие же здравые мысли настолько очевидны, что не нужно читать книги по самообразованию, чтобы их обмозговать. Не читайте книги сложнее, чем вы можете понять. Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. Чтобы учиться, нужно хотеть учиться. Одни сплошные общие слова и избитые истины.

Идём дальше. Начинается тема про план работы над собой... И тут меня просто выбивает из колеи. Оказывается, плана работы никакого быть не может, потому что работает только тот план, который каждый для себя придумал индивидуально. Ну, офигеть теперь! А зачем тогда такую книжку писать? Понятное дело, что план каждый подстраивает под свои запросы и возможности, для этого не нужно быть семи пядей во лбу, но какие-то общие приёмы, технологии, фишечки — всё равно существуют. Почему бы о них не сказать?

Но повествование опять тонет в авторском бубубу и бесконечном повторении того, что все фломастеры разные.

Одна из глав/статей называется "Выбор книги". Вот тут-то разгуляться бы практическим советам! Начинается всё опять безобидно и логично. Книги могут концентрироваться на фактах, на описаниях, на рассуждениях, нужно смотреть что тебе нравится... Правда, ещё через абзац написано, что нужно читать не только то, что тебе нравится. В общем, не поймёшь этого Рубакина, он и за белых, и за красных. и то ему читай, и это ему читай, главное, чтобы никто не обиделся. И тут бесценный совет, наконец! Нужно рыться в книгах, смотреть картинки, выхватывать куски абзацев, а как только вы найдёте ту самую подходящую для вас книжку, вы это почувствуете.

Серьёзно?

Это как с палочкой Гарри Поттера? Придёт пора, и я узнаю, что она выбрала меня хозяином (ах, коварная Роулинг, читала-таки Рубакина!)? Или это как с позывом сходить в туалет, я просто почувствую, что время пришло? Нет, мне понятно, что автор имеет в виду. Но это даже не совет, а какая-то очевидная отписка. Как будто студент на экзамене билет не знает, плавает и выдаёт что-то лежащее рядом с темой билета из сферы общих знаний, что он тут же придумал на месте.

Капитан Очевидность продолжает раздавать свои недосоветы. Беллетристику понимать легче, чем научную литературу! Вот ведь открытие! (Хотелось бы сказать, что не читал ты, дядя, постмодернистов, но судя по тому, что он их в тексте закидал какашками, — читал.)

У научных книжек важно отталкиваться от их популярности в научной среде. Откуда узнать эту популярность — Рубакин нам не скажет. Впрочем, он даёт совет подойти к другу-учёному и спросить у него список литературы, важный для его научной деятельности. Тоже офигеть совет. Ещё Рубакин говорит, что у научной литературы полезно делать "программы-конспекты", дескать это такая вещь классная, что вас просто разорвёт. Но вот как их делать и что это вообще такое, чем отличаются от программа и конспектов... Загадка.

Кстати, забавный факт. В каждой статье Рубакин распинается, что чтение — далеко не единственный и не основополагающий метод самообразования. Но обо всех остальных методах он написал только одно предложение, да какое! «Следует ещё прибавить посещение библиотек, курсов, музеев, экскурсий и т.д.» И тэ дэ! Спасибо за помощь, Николай Александрович!

Практические сведения появляются на последних 20 страницах в самой последней статье. И хотя они тоже очевидные и не поражают оригинальностью, я их всё же в сокращённом виде приведу здесь. Авось кому пригодится, чтобы весь текст этой книжонки не лопатить.
Книжка по-профессиональному читается так.
1. Нужно изучить контекст (жанр, эпоху, критику, биографию автора и т.д.). Я так полагаю — вкратце. В нашем случае, скорее всего, проглядеть википедию и пару знаковых сайтов.
2. Выбирая книжку, слушать не только сердце, но и разум. Ну да, раньше он говорил, что нужно слушать сердце, и вы сами почувствуете ту самую книгу. Но это было аж шестьдесят страниц назад, знаете ли! Столько воды утекло.
3. Читайте только самых выдающихся чуваков. Как их определить, Рубакин вам не скажет. На кого ориентироваться, эх...
4. Читайте у выдающихся чуваков только самое выдающееся. Ещё более спорный совет, ну да ладно.
5. Сначала читайте русскоязычных авторов, а потом уже зарубежку. Тут я даже комментировать не буду.
6. После прочтения книги изучите биографию автора. Именно поэтому в совете нумер раз я предположила, что её нужно изучить кратко. Сам-то Рубакин и в первом пункте советует прочитать её целиком. Но не окосеешь ли ты на каждую книгу читать по две биографии плюс ещё кучу сопутствующего хлама?
7. После прочтения книги прочитайте критику. Ага, вы уже догадались, что остальные пункты скопируют пункт номер раз.
8. После прочтения книги почитайте историю литературы той эпохи.
9. После прочтения книги изучите общественое движение того времени.

План анализа произведения в своей голове:
1. Какие в нем образы?
2. Язык, стиль, форма.
3. Эмоции, чувства, настроения.
4. Идеи, содержание, сюжет.
5. Как воплощаются идеи.
6. Как и куда влечет читателя данное произведение. (Вот этот пункт мне нравится!)

И моя любимая памятка "Как воспитывать в себе эстетизм при помощи беллетристики":
Беллетристика воспитывает чувства и эстетику:
1. Ищите красивое в каждой книге.
2. Оценивайте, почему это вам кажется субъективно красивым.
3. «Переживайте красивое почаще в ваших воспоминаниях и стремлениях». Это я просто оставлю без комментариев, сокращения и т.д. Сами решайте, что это значит и надо ли оно вам.
4. Творите красивое.
5. Любуйтесь природой и искусством.
6. Спорьте о вкусах, критикуйте моду.
7. Связывайте эстетику с нравственностью и содержанием.
8. Помогайте эстетическому воспитанию других людей. Прыгайте к ним на шею и тычьте в нос Ван Гогом, не иначе.

В общем, я кончил и закурил. Читать книжку не советую, она того не стоит. Всё полезное я уже нечеловеческими усилиями трансформировала в эти памятки Капитана Очевидности. Читать же, как человек мямлит ни о чём да ещё и скучно, — дело наблагодарное.

1 2

Комментарии


Ну вот, только хотела воспитать в себе эстетизм.


Критикуй моду!


О аллах, мне нравится такие рецензии. Спасибо подробный разбор Рубакина и в особенности за конспект)
Пойду помогу кому-нибудь эстетически воспитаться...


Спасибо за рецензию, внезапно, она заставила заинтересоваться личностью Рубакина)

У вас небольшие опечатки в этих предложениях:
"1. Общее (широкое) образование помогает связать картину мира в единое целое, развивает интеллект и тем саамы является поддержкой для образования специального."
"6. После прочтения книги изучите биографию автоа."


Спасибо. Надо в конце отзыва вклеивать бумажки с замеченными отпечатками, как раньше делали с книгами.


После прочтения рубакина, не ходите изучать биографию Рубакина. Я ее изучала - жуткое занудство. А ведь обещали про библиопсихолога рассказать!


Очень мне всё это напомнило Аллена Карра "Лёгкий способ бросить курить". Конечно, масштабность не та и автор обошелся без собственных статей, но повторение одного и того же от главы к главе...) Зомбирование чистой воды)


Лучший совет эвар от фейсбучника Эксмо:
Увидели читающего человека в очереди к врачу, в автобусе или даже в очереди в кассу магазина? Поинтересуйтесь, что за увлекательную книгу он читает, и узнайте его мнение. Возможно, вас это заинтересует - и тогда стоит попробовать эту книгу в следующий раз


Ммм. В очереди ко врачу всякие конфетки могут попасться. Золотой ус - целитель в банке. Уринотерапия от а до я.


Да и новые знакомства так проще заводить


Когда в последний раз вокруг меня были читающие люди, они читали Донцову и Тополя. Но я не буду пробовать.


Увидели читающего человека в очереди к врачу, в автобусе или даже в очереди в кассу магазина? Отберите книгу и настучите ей ему по голове


Нет, я боюсь бабушек.


Это первый пункт манифеста про контроль культурной элиты.


Запишу в молескин, буду развивать


Оказывается, плана работы никакого быть не может, потому что работает только тот план, который каждый для себя придумал индивидуально. Ну, офигеть теперь! А зачем тогда такую книжку писать?

А вдруг кому не ясно и надо открыть глазки читателю)).

3. «Переживайте красивое почаще в ваших воспоминаниях и стремлениях».

А мне нравится! Лучше чем вспоминать нечто противное…


Олдскульная вещь;)


спасибо Рубакину, что вдохновил Вас написать такую блестящую рецензию! Браво! Прям удовольствие получила читая.


Спасибо Вам за рецензию, я все пробиралась и пробиралась через его прострации, надеясь найти хоть что-то важное и все же у меня не хватило терпения дойти и до половины. Теперь без сожалений удалю ее с ридера)

1 2