Больше рецензий

Prosto_Elena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2024 г. 17:03

98

5 Игры с литературой.

Интересная статья о влиянии приёмов и творческих находок Лоренса Стерна, написавшего «Тристрама Шенди» и «Сентиментальное путешествие», на создание "Евгения Онегина" Пушкина.  Как считает автор, этот "роман в стихах" пронизан  элементами игры, там много пародийных приёмов, сюжет вторичен, главное - авторские отступления. Кроме того, как и Стерн Пушкин использует интересный подход к началу и концовке произведения, а именно, начинает роман со внутреннего монолога героя, о котором читатель ничего не слышал, к тому же "Тристрам Шенди" - роман с открытым концом, как и пушкинский «Онегин».

Зачем же Пушкин это делал? Шкловский даёт следующий ответ:

"Интересен вопрос, почему именно «Евгений Онегин» дан в форме пародийного стернианского романа. Появление «Тристрама Шенди» объяснялось окаменением приемов старого авантюрного романа. Все приемы сделались совершенно неощутительными. Единственный способ оживить их была пародия. «Евгений Онегин» написан, как на это указал проф. Б. М. Эйхенбаум, накануне появления новой прозы. Формы поэзии уже холодели. Пушкин мечтал о прозаическом романе. Рифма наскучила ему.
«Евгений Онегин», как эксцентрик, являющийся в варьете в конце представления и демонстрирующий разгадку всех приемов прежних номеров."

Это очень краткое изложение. Статья стоит того, чтобы её прочитали более пристально.  Там можно найти  много интересных нюансов, цитат, идей.