Больше рецензий

15 мая 2024 г. 22:57

64

4 С чего начинается Митчелл

Для меня Дэвид Митчелл начался с "Тысячи осеней Якоба де Зута", поэтому "Литературный призрак" имел определённый кредит доверия. Однако, это самая первая книга автора, литературный дебют, всегда интересно узнать, с чего начинал успешный автор.
Что же из себя представляет "Литературный призрак"? Похоже на сборник рассказов: разные герои, локации от Гонконга до Санкт-Петербурга, связи настолько тонкие, что не бросаются в глаза, но убери одну главу и нить общего сюжета порвётся. Читать "Литературного призрака" — это как собирать пазл, не глядя на картинку.
Митчелла для себя характеризую как автора отсылок и деталей: бесконечные джазовые композиции, улицы и районы Лондона, подробности физических процессов, создаётся впечатление, что роман написан не одним, а множеством человек, потому что один человек не может быть настолько осведомлён в таких далёких друг от друга сферах, тем не менее :)
Тут имеет смысл сказать пару слов о теме взаимоотношений творца и творения, поднятой в романе, поскольку она очень многогранно обыграна, в том числе через название романа. У меня сложилось впечатление, что Митчелл постоянно спрашивает нас — а что же первично? Есть ли у созидания, будь то искусство, искусственный интеллект или даже наш мир, начало и конец? Или же творец переходит в творение, творения в творца и этот круг не размыкается, и что знаменительно, сюжет романа закольцован. Создание чего-либо Митчелл постоянно изображает в ситуациях опасных и по природе деструктивных, ставки очень высоки: личность рождается в условиях террористической секты, величайшее научное открытие в условиях государственного надзора и с последующим использованием в военных целях. Дух соперничает с искусственным интеллектом, а кто победит — я не скажу. Да я и сама не знаю, чтобы шире мыслить, видимо, надо прочитать всего Митчелла

Как всегда, только наш книжный клуб books&reviews смог замотивировать меня на рецензию