Больше рецензий

S. Vadim (VadimSosedko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 мая 2024 г. 09:46

70

5 "Эта книга адресована прежде всего тем, кто интересуется джазом, как явлением культуры" - В. Д. Конен.

Автор этой первой в нашей стране серьёзной музыковедческой работы - музыковед, преподаватель московской и Уральской консерваторий, старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР, лектор и музыкальный критик Валентина Джозефовна Конен. Её биография заслуживает романа, а её наследие - памятника в отечественной музыкальной культуре. Ей было написано более 130 работ, которые охватывают многовековое развитие мировой музыкальной культуры от Монтеверди до джаза 20 века.

10- летнее пребывание автора в США, её обучение в Джульярдской школе музыки побудили к написанию нескольких работ посвящённых американской музыке: "Пути американской музыки" (1961), "Блюзы и XX век" (1981) и "Рождение джаза" (1984). Именно эта работа и станет "путеводной звездой" для тех, кто хочет подробно и точно знать о происхождении джаза.

Музыкальный язык, исполнительский стиль джаза, характеристика его выдающихся школ и виртуозов занимают в книге второстепенное место. Здесь избран аспект темы, который, насколько можно судить, в литературе об этом своеобразном искусстве не разрабатывался (а может быть, даже и не формулировался). Именно, исследуется вопрос о том, как неизвестные ранее в Европе, но в высшей степени характерные для США художественные виды подготавливали рождение джаза; как в рамках западной цивилизации развитие музыки пошло по пути, резко отличному от того, который характерен для европейских стран, и тем не менее привело к художественным ценностям всеобщего значения. Авторская аргументация опирается, с одной стороны, на сопоставление условий существования искусства в Европе и в Америке, с другой - на музыковедческий анализ. Однако центр тяжести и в этом анализе перенесен на раскрытие внутренних, подчас глубоко запрятанных связей между собственно «звуками музыки» и конкретными проявлениями духовной культуры США в более широком плане.

Прошло уже более 30 лет со дня смерти музыковеда, но до сих пор её работы остаются востребованными. Эта же книга до сих пор уникальна и не имеет аналогов в нашей стране. Потому и рекомендую её для изучения(а не лёгкого прочтения) лишь тем, кто уже имеет базовое музыкальное образование, может исполнить предложенные в книге нотные фрагменты пьес и, конечно, хочет получить фундаментальные знания по истории возникновения и начального этапа развития джазовой музыки.

Комментарии


Потому и рекомендую её для изучения(а не лёгкого прочтения) лишь тем, кто уже имеет базовое музыкальное образование

Спасибо за рецензию и, в том числе, за предупреждение, что не имеющим базового музыкального образования не стоит ее читать ).


Да, это серьёзная работа и изучить её можно лишь имея базовый муз. уровень образованности. Потому и написал, чтобы не путали с популяризаторской литературой, которой сейчас просто переизбыток.