Больше рецензий

6 мая 2024 г. 11:16

287

3 Исповедь «неполноценного» человека

Среди японских декадентов проза Осаму Дадзая занимает особое место в моем сердце.
Кажется, никто еще так не описал чувства одиночества и потерянности.

Его называют одним из самых узнаваемых японских классиков ХХ века.
А «Исповедь...» - одной из вершин ватакуси-сёсэцу (эго-романа).

«Исповедь...» можно охарактеризовать коротко и емко: «Мерзко. До того мерзко, что так красиво»!
Почему? Разбираемся.

Японское 人間失格 (ningen shikkaku) - «больше не человек». Повесть без обвинения, морали или отпущения грехов, без эмоционального окраса и призмы стороннего восприятия.

Это автобиография.
Ёдзо Ооба, главный герой, буквально «крадет» эпизоды жизни самого Дадзая. Непонимание семьи, неудачный брак, попытки ухода из жизни, алкоголь, наркотики...
Ёдзо - ипостась Дадзая в его же романе!
Три тетради, этапа в жизни Ообы. Детство, юность и закат. Он с пугающим спокойствием вещает о своей жизни, называя «никчёмной».
«Вся моя жизнь состояла сплошь из позора» - этими словами Ооба здоровается.
Его «неполноценность» в нежелании жить. Он ничего не хочет, у него нет ни цели, ни желаний.
«Когда меня спрашивают, что я хочу, мне как-то сразу вообще перестает хотеться чего-либо»

Человек, который отказался принять жизнь и сражаться за нее. Осознавший свои недостатки. Ему претит бесчеловечность общества.

А такой ли Ёдзо неполноценный? Неполноценны те, кто пытается опровергать чужую полноценность.

Этому ли учит Дадзай?

Многие, боясь отвержения обществом, надевают маску «адекватности», как это сделал Ёдзо Ооба. С детства надел маску шута и ей прикрывался.
К чему это привело? Вернитесь к началу поста.

Проблема «сменяемых масок» – бич общества. Даже сейчас. И усилия, с которыми человек пытается «вписаться» не изменились...

Мой книжный Телеграм-канал