Больше рецензий

5 мая 2024 г. 01:49

166

4 Спойлер Подлили воды в кипящее масло

Это не триллер, а параллели с «Ганнибалом», которые заявлены в аннотации, просто сбивают с толку. Нет, никто не будет убивать людей и превращать их в ароматное масло. Но немножко хотелось, не скрою. Роман «Масло» не об убийстве вообще и даже не о какой-то гениальной преступнице. Это очень по-японски неспешная и созерцательная история. Как триллер — полный провал. Повествование слишком медленное, интрига слабая, накала страстей как такового нет — тебя тушат на медленном огне. Но к концу истории ты действительно «доходишь», и вкус раскрывается.

ВАЙБ: тающего во рту прохладного масла, японских ароматных блюд, тюремных разговоров, суда, журналистской суматохи, расследований, домашних посиделок и found family.

СТИЛЬ АВТОРА:Асако Юзуки любит психологизм, размышления героев подаются подробно, но всегда остаётся лёгкая недосказанность. Читателя ведут через ощущения главной героини и правда раскрывается постепенно, зачастую через глаза других персонажей. История насыщена вкусами, запахами и тактильными ощущениями — создаётся эффект погружения. Конечно, не-японцы теряют значительную часть колорита: половину блюд мы в глаза не видели, а названия улочек и городов ни о чём не говорят. Но достоинство романа в том, что он работает через доступные всем ощущения.

Это роман о внутреннем преображении, о поиске себя и своей «золотой середины». Кто бы мог подумать, глядя на аннотацию, да? Мне особенно было интересно наблюдать за линией, где журналистка Рика осознаёт странное влияние маньячки Кадзии Манако на свою жизнь. Последняя в некотором роде «маринует» главную героиню, позволяя ей заглянуть в свою жизнь. Ужиная в лучших ресторанах и погружаясь в прошлое Кадзии, Рика преображается: обретает уверенность и решительность, формирует вкус к жизни и ставит под сомнение стремление нравиться окружающим. Казалось бы, убийца Кадзии Манако становится лайф-коучем, ей за это ещё и заплатить стоило бы. Но союз из симбиотического перерастает в паразитический. Рика оказывается пропитана чужими взглядами, как растопленным маслом, — идеальная заготовка для жарки в духовке. И сама она не в состоянии осознать эту опасность. Конечно, навряд ли кому-то в жизни удавалось подпасть под влияние харизматичного маньяка (ну я надеюсь), но наверняка многим знакомо чувство, когда человек так нравится, что можно раствориться. Перенимаешь чужой образ мышления, манеры и интересы — и всё это, как тебе верится, во благо. Героиня Рика в этом влиянии начинает искать свою «золотую середину»: что я из себя вообще представляю? что мне нравится? Если говорить широко, поиск себя — главная тема книги.

Но в романе поднимаются и другие проблемы: нереалистичность стандартов красоты, завышенные общественные ожидания, положение женщин и мужчин в японском обществе. Асако Юзуки не концентрирует всё внимание на противостоянии героя и антагониста; тут почти каждый персонаж проходит свой тернистый внутренний путь. И за всеми довольно интересно наблюдать.

Сердце истории — это, конечно, еда и всё, что с ней связано. Гастрономическая тема тонко переплетается с тем, как герои относятся к жизни. Я ещё не встречал романа, где еда осмыслялась бы настолько широко и философски. Гурманы, наверное, будут в восторге.

В целом роман «Масло» — обаятельная, уютная и медитативная история, но острых ощущений она не вызывает. В книге есть даже некая скромность что ли. В том смысле, что история не пытается поразить, выбить почву из-под ног, напугать и эпатировать. Книга предлагает сесть с героями за общий стол, поесть риса с маслом и соевым соусом, а потом говорит с тобой по душам.

Правда, остаётся смятение: зачем напирать на детективность и триллерность, если история настолько неспешная и медитативная? Подлили воды в кипящее масло, называется.


Мой книжный телеграм-канал