Больше рецензий

4 мая 2024 г. 11:48

183

5 Алиса в чёрном Зазеркалье

Как вы думаете, почему писательница из Томска, живущая ныне в Израиле (судя по добытым из интернета сведениям), то есть никакого отношения к Питеру вроде бы не имеющая, решила написать книгу о питерских монстрах?

Ответ лежит на поверхности: Петербург слывет самым аномальным и таинственным городом России, поэтому его так горячо любят авторы мистических текстов. При этом возникает некий парадокс. Выбрав своей локацией этот многообещающе призрачный город, авторы зачем-то тут же с энтузиазмом начинают населять его своими свежепридуманными абстрактными демонами. Тогда как на гранитах северной столицы собственных фамильных монстров – пруд пруди.

Такой Петербург без собственно Петербурга получился, на мой взгляд, у Виктора Дашкевича в «Графе Аверине». Вера Сорока вроде бы использует тот же самый прием, но у неё он выходит гораздо более уместным и органичным. Потому,что, во-первых, придуманные писательницей монстры тесно связаны с сутью этого стоящего на болотах города, а, во-вторых, потому, что образы их по-настоящему причудливы и оригинальны.

Ну вот, например, один из главных персонажей романа – Алиса. Эта, на первый взгляд, милая девушка – на самом деле уррнака, древний монстр, защищающий от дождя и способный подчинять себе воду. Когда-то её предки осушили болота, на которых был построен град Петра. Алису, последнюю представительницу рода, преследует злодей Иванов – производитель смертельно опасных зонтов.

Как видите, уррнака недаром носит имя героини Кэррола. «Питерские монстры» - это потрясающий коктейль из увлекательного абсурдизма,изобретательной мистики и черно-белого юмора.

Сначала всё весело. Мы с улыбкой наблюдаем за приключениями человеческо- монстровской компании друзей, состоящий из: писателя-неудачника Макса, уже упомянутой уррнаки Алисы, случайно купленного и оказавшегося живым Самовара и Павлика, владельца магазина неизданных книг. (Кстати, идея с магазином показалась мне поначалу кислой. Ведь чего далеко ходить: Литрес самиздат – вот тебе этот самый магазинчик. Но автор сумел-таки сделать обитель неизданных книг такой уютной, что в ней хочется жить).

Итак, поначалу монстры забавны, милы и доброжелательны. Даже со смертью можно договориться. Питерская хтонь напоминает прирученного льва,который резвится и играет как большой котенок. Но этот трогательный образ обманчив. Хищные инстинкты никуда не делись. Однажды у льва снесет крышу, и он       может сожрать своих хозяев.

И крышу-таки сносит. Чем дальше, тем темнее, безжалостнее и кровавее делается текст.

И тут появляется самый инфернальный, едва ли не самый удачный, на мой взгляд, и в то же время самый спорный герой – персонифицированный Петербург. Это персонаж в длинном плаще и круглых черных очках, за которыми –пустые глазницы. Под унизанной многочисленными перстнями рукой – огромная черная собака-водолаз (а собака еще какой породы может быть у Петербурга?)по кличке Ветер. Персонаж-Петербург эффектен, загадочен, циничен и жесток. Ни тени красоты и обаяния. Таким его видит автор.

Тут, честно говоря, я не знала, что делать – аплодировать парадоксальной фантазии автора или обижаться за любимый город.

Как бы там ни было, персонаж-город действует в своих интересах – он не хочет исчезать. При этом бродячую фамильную питерскую страшилку о непременном исчезновении града Петра Вера Сорока использует в своем романе довольно остроумно. У неё город да, должен-таки исчезнуть, но не от традиционного наводнения, а от пандемии, в результате которой монстры превращаются в людей. Так, глядишь, все они исчезнут. А без монстров – какой же Питер?

И тут заканчивается мое восхищение текстом и начинается легкое разочарование. Я-то ждала, что автор сосредоточится на внутренних конфликтах героев. Ведь основная проблема, на мой взгляд – не в банальном, как его фамилия, злодее Иванове, а в них самих. Милая поначалу Алиса начала с наслаждением убивать, но автора почему-то мало волнует эта перемена. А вариант стать человеком? Сколько «да» и «нет» можно было бы извлечь из этого выбора,как заставить при этом пометаться душу читателя!

Автор хотел сказать, что у монстров свой менталитет и своя логика? Так может ли человек этот менталитет принять? А если нет – то что? Неужели единственный выход ... Впрочем, не буду спойлерить.

Словом, финал, несмотря на его захватывающий калейдоскоп событий, показался мне по большому счету слитым. Но это мое личное и глубоко пристрастное мнение.

Книга будет интересна тем, кто ценит безудержный полет фантазии - полёт не по привычным коридорам сюжетов и локаций, а вырвавшийся в наружу,в неизведанность и непредсказуемость.