Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

и амбассадор книг, написанных на русском языке

2 мая 2024 г. 10:23

990

4.5 Кадавры но не про кадавров

«Это же книга про мертвых соляных детей! У нее нет цели кого-то успокоить или поддержать!» - Алексей Поляринов

Кадавры или мортальные аномалии - это детские тела непонятного происхождения, которые в 2000 году стали появляться в разных регионах России. Кадавры никого вроде бы никого не трогают, стоят себе и создают соляные выбросы, когда их пытаются вандализировать или уничтожить. Но это всего лишь сеттинг, в который помещена страна и помещены герои.

И мне это очень нравится. Каждый раз, когда я вижу в аннотации книги интересный мир (как этот), мне очень хочется ее прочитать, но я понимаю, что автор сейчас начнет все объяснять и засрет всю книгу. Поэтому и эту книгу я тоже боялась открывать, хотя Поляринов имеет у меня высокий кредит доверия. Позже уже я узнала, что страхи мои были напрасны, и сам Поляринов придерживается похожих взглядов. Именно поэтому, говорит он, он не хочет тыкать в читателя объяснениями, он хочет оставить для нас пространство для толкований. Я видела, что многие читатели жалуются, что им ничего не объяснили, но я думаю, и слава богу, иначе на выходе было бы унылое говно.

Сам Поляринов характеризует свою работу как роуд-стори, дорожный роман, роман-путешествие. Главные герои, брат и сестра, путешествуют по югу России и делают опись кадавров. На дворе 2027 год, им уже глубоко за 40, и, разумеется, они вспоминают эпизоды своего детства. Их детство хранит в себе травмирующие события. Даша прошла психотерапию, построила карьеру, потеряла карьеру, уехала в эмиграцию, устроилась на новом месте, и вот вернулась в Россию, чтобы снова лицом к лицу столкнуться с тем, о чем ей наверное хотелось бы забыть. Ее брат тоже прожил непростые годы, но свою историю он сохранит в тайне почти до самого конца.

Читая эту книгу, мне стало понятно, почему распадаются пары, которые потеряли своего ребенка, хотя книга и не об этом. Все дело в том, что разные люди по-разному скорбят. Мне кажется, что люди в паре настолько по-разному могут проживать свое горе, что оно их в итоге разъединяет, потому что они не могут поддержать друг друга. Все, что один партнер может считать поддержкой, может другого раздражать и дать в итоге противоположный эффект.

Дальше следует часть со спойлерами.

спойлер

Мне не хватило намеков, чтобы понять, что произошло с Дашей. Я могу предположить, что ее исчезновение связано с фольклорной историей из южной России о кадаврах, которые крадут голоса и потом приманивают этими голосами близких обокраденных. Даша пропала, вероятно, после того, как спела «правильную» песню в караоке. После нее остался только голос, который рассказал в записи Матвею, что произошло в день рождения их матери. И еще остался самый последний кадавр, в котором Матвей видит 12-тилетнюю Дашу. Но, скорее всего, ее убили, все-таки места опасные. Но символизм определенно в этом некий есть.

Под конец я поняла, к чему на обложке молоток. Если честно, я на него даже внимания сначала не обратила, все рассматривала силуэты внутри него. Потом думала, почему молоток, а не гвоздь. Потом в поисках фрагмента со сравнением фольклора Севера и Юга, наткнулась на то место, где рассказывалось о диссертации Даши. Вы помните, о чем она была? Она была о детских страшилках и о том, какие детские страхи они воплощают. В контексте кадавров, разумеется. Дети боятся не самих кадавров, а возможности самим превратиться в кадавров. Согласно легенде есть некий ВСМ - взрослый с молотком, который бьет ребенка молотком по голове и превращает его в кадавра. Это страх перед любым взрослым в принципе, потому что взрослый - это чужой. В то время как для самих взрослых святой с молотком это освободитель от тяжелых мыслей, боли и ответственности.

Очень такая не отпускающая история, невозможно написать здесь о ней все, ничего не забыв, невозможно зафиксировать все те мысли, которые я передумала за это время. Сначала мне разбил сердце поступок Матвея, а потом и поступок Даши. Поступок Матвея связан с ложью (он не просто завел детей в опасное место и промолчал, он соврал на вопрос матери, где Даша, и потом соврал, что якобы Даша с Лешей куда-то договорились пойти), а поступок Даши связан с молчанием и бездействием. Я не знаю, как я бы поступила на месте Матвея будучи подростком, мне тоже было бы страшно. Но уже на месте Даши я знала бы, что УК (наверное) любой страны мира квалифицирует неоказание помощи в опасной ситуации как преступление, и в даже в такой ситуации нужно осознавать, что травмы травмами, а преступление остается преступлением.

Однако, не думайте, что я оправдываю Матвея. Вы обратили внимание на то, что в 2027-м году, когда Даша поехала к Катерине, Матвей и в тот раз её бросил? Он не искал ее, когда она пропала. Сначала прошло 5 часов с момента, когда Даша перестала выходить на связь, потом 7 часов, потом все 12, но ему, похоже, совсем не приходило в голову, что с Дашей могло что-то приключиться, как в итоге вероятно и произошло. И в этот раз он снова соврал матери, что Даша, мол, приболела. Пока ему не позвонили из эвакуатора насчёт машины, он даже не пошевелился. Да и потом он не пошёл искать Дашу, впрочем, здесь его уже можно понять. Все равно какой-то крысиный движ, вам так не кажется?

свернуть

Мне очень понравилась эта книга. Я с удовольствием ее прочитала, с удовольствием ее рекомендую. Также я посмотрела прямой эфир с Алексеем и Лабиринтом, откуда я узнала, что:

• основная тема книги по замыслу Алексея это ложь и молчание
• дети, смерть и соль - важная связка для понимания книги
• шашлык надо есть с луком, в котором его мариновали, и запивать пивом, но ни в коем случае не заедать раками!

Спасибо за чудесную работу, Алексей!