Больше рецензий

22 апреля 2024 г. 21:59

217

4 «Неаполитанский квартет»: книга 4, «История о пропавшем ребенке»

Не все читатели осилили «квартет» полностью, редкая птица долетает до середины Днепра, но мне было особенно интересно, какой получится заключительная часть.

Ферранте, кем бы она ни была, реальной писательницей или литпроектом, замахнулась на сверхзадачу — показать ГГ в разных возрастах, с молодости до старости, да еще не одну, а двух женщин с разными характерами. Мне хотелось посмотреть, как она сделает старость.

Границы старости в последние десятилетия отодвинулись, люди стали воспринимать ее не как «дожитие», а как продолжение полноценной жизни, когда путешествуют, учатся, осваивают новое, вступают в романтические отношения и новые браки, находят новых друзей и новые увлечения.

Старость изменилась, а литература отстает. Средний возраст условного персонажа — от 20 до 30, после 50-ти жизни (на Марсе) по-прежнему нет. Книги о «новых старых», с которыми происходит что-то интересное, кроме воспоминаний об ушедшей молодости, вроде бы уже пишут, но я их пока не видела.

Никакого нового подхода не нашла и в этой книге. Как и в самом начале истории, в заключительной фазе всё опять-таки вертится вокруг исходной темы — подруги соревнуются. Это у них не прошло. Жизнь кладут на то, чтобы друг друга переплюнуть. Бегут марафон.

Они по-прежнему друг друга интересуют и вдохновляют, взаимно помогают растить детей, но при этом никогда не радуются успехам друг друга, просто не способны на такую, казалось бы, нормальную, естественную реакцию, как искренняя радость — и это удивляет больше всего.

Лила упорно не желает читать книги Элены, отвергая этим и ее достижения, и саму ее сущность. Элена, в свою очередь, не может порадоваться даже за себя, ее не удовлетворяет ни писательская популярность, ни переводы на другие языки:

«с детства верила: все, что исходит от нее, намного значительнее и ярче, чем то, на что способна я».

Соревновательность заложена в человеческой природе, она стимулирует к развитию. Еще больше напряжения создает наша оценочная культура, где всё основано на первенстве, рейтингах и ярлыках. Но в этом сюжете тема соперничества доведена до абсурда. Для Элены успех подруги равен полной отмене себя.

«Если мы поменяемся местами, это будет означать, что я уничтожена».

«В моей душе помимо воли рождались страх и зависть, ненависть и любовь» — лейтмотив всей тетралогии. Элена ничего не может с этим сделать, хоть и все время пытается. Она сумела вырваться из своего ужасного квартала, но из не менее ужасной психологической зависимости так и не вырвалась.

При этом не очень верится в то, что с 10 до 60 у человека совершенно не поменялись ни ценности, ни эмоциональные реакции — как будто автор или сам не прошел возрастные этапы, о которых пишет, или отрабатывает «тенденцию».

В целом история цепляющая, но третья и особенно четвертая «серии» сильно затянуты. К Элене возвращается писательский успех, когда выходит ее книга о дружбе:

«В повести кратко рассказывалось о наших жизнях – моей и Лилы – от потери кукол до пропажи Тины».

Ключевое слово — кратко. Персонаж оказался мудрее автора. Если бы «Неаполитанский квартет» был не четырьмя бесконечными рыхлыми книгами, а одной, с плотным динамичным повествованием, это пошло бы роману на пользу.

Сайт «ВИТАМИНЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА»