Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

22 апреля 2024 г. 15:56

7K

4 Контролируйте производственный процесс

Отель
1960-е годы. Автор «внедряет» читателя в крупный отель «Сент-Грегори» в Новом Орлеане, который работает самостоятельно, не входит в гостиничную сеть, и обладает своим стилем и особенным шармом. Мы познакомимся со многими служащими и постояльцами отеля, побываем во многих его уголках и службах, увидим «механизм», как это всё работает и взаимодействует.

В каком-то смысле книга устарела, в плане техническом, организационном, как актуальный производственный роман. Как-никак прошло лет 60, сменилось уже не одно поколение лифтов, правила технадзора, правила проживания, давно внедрены электронные ключи от номеров и т.д.

Но вот основной конфликт – слом старого порядка, каким бы уютным и привычным он ни был, необходимость учитывать новые веяния, постоянно обновляться – остаётся актуальным. Старое и новое всегда вступают в конфликт, и тут важно пройти между Сциллой и Харибдой – суметь обновляться так, чтобы оставить всё полезное из старого, сохранить лучшие традиции, и взять на вооружение, учитывать новшества. Это самое трудное. Так соблазнительно ехать по наезженной колее.

Вот и владелец отеля «Сент-Грегори» Уоррен Трент, пожилой джентльмен, придерживается порядков, установленных ещё в 30-е годы. И так хочется, чтобы ничего не менялось в мире. Однако, на самом деле каждый день приносит понемногу небольшие изменения, и вот приходит время, когда изменения эти накапливаются настолько, что старый порядок враз рушится – оборудование отказывает, расходы становятся неподъёмными, банки отказывают в очередном кредитовании, бесконтрольность и привычка толкают служащих на мелкие мошенничества с целью личной выгоды, проверенные за много лет люди предают, доверие оказывается попранным, – всё это враз наваливается на мистера Трента и ошеломляет его, над ним нависает угроза потери отеля и крушение всех устоев его жизни.

В свою очередь, и рвущееся на смену новое не внушает эйфории – стандартизация, типовые проекты, комплексные обеды, тотальная рациональность, прибыльность любой ценой, обезличенность, ещё одно блёклое звено в цепи таких же отелей – вот что ждёт «Сент-Грегори», когда он перейдёт в руки таких дельцов, как Кэртис О’Киф. Он жаждет обтесать этот камень и уложить его в прокрустово ложе.

Множество разветвлённых сюжетных линий в романе сходятся и пересекаются в одном персонаже – это молодой, решительный, энергичный заместитель управляющего Питер Макдермотт – он-то как раз и пытается сделать правильный выбор между старым и новым.

Окончательный диагноз
Этот производственный роман, затрагивающий сферу медицины, построен так же, как и «Отель» (неважно, который из них написан ранее). В данном случае рассматривается клиника в небольшом городке в Пенсильвании, и мы оказываемся среди врачей, служащих, пациентов.

Главная тема в романе та же – слом старого и назревшая острая необходимость менять организацию, методы работы, врачебную методику лечения и диагностики, систематизацию данных, общий контроль и даже санитарные условия в клинике.

Мало того, что в санитарном отношении не в порядке пищеблок, но столько курения, скольким на страницах этого романа занимаются врачи, сложно где ещё в какой книге встретить – трубки, сигары и сигареты, клубящийся дым и разлетающийся пепел, – в кабинетах, под табличками «не курить», в лаборантской, в паталогоанатомическом отделении, на совещаниях и вообще где угодно. Автор явно не случайно сконцентрировал столько курения на страницах романа.

Работают здесь, как и в «Отеле», много лет по старинке, так, как привыкли, пока опять всех не захлестнула катастрофа, вынудившая провести кардинальную реорганизацию, смену персонала, дать дорогу молодым и талантливым, а старых и опытных, но запурхавшихся в рутине, достойно проводить.

Роман этот оказался совсем небольшой по объёму, хотя в нём множество действующих лиц и также множество сюжетных линий, показывающих личные драмы, судьбы, каждая из которых прослеживается кратко, пунктиром. Но как оказалось, перевод был сделан сокращённый, и хотя финал романа и выбор каждого персонажа понятен, тем не менее, жаль, что не выполнен полный перевод, интересно, какие там скрыты нюансы.

Персонажи у Хейли не только заняты работой, личная жизнь их тоже показана. Но любовная линия в том и другом романе построена по одной схеме – молодой симпатичный мужчина в энергичном возрасте (30-40 лет), обаятельный, решительный, преданный своему делу, должен сделать выбор между двумя привлекательными женщинами. В обоих случаях герой делает выбор в пользу женщины, которая близка ему профессионально, так как он чувствует лучшее взаимопонимание и общность взглядов и интересов. Как говорится, любовь – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.