Больше рецензий

21 апреля 2024 г. 15:51

320

5 о денацификации в рамках одной внучки, или как надо общаться близким людям, несмотря на различные взгляды и убеждения

Я понимаю, почему этот роман не нашёл живого отклика у наших читателей, почему его сравнивают с другим романом Шлинка «Чтец», который показался более живым и эмоционально насыщенным. А для меня чтение этого текста было сродни погружению в душу и мысли пожилого немца из Западной Германии, который вырос в консервативной семье евангелического пастора, пытался во времена ГДР понять социалистическую идеологию и тех, восточных, немцев, не смог до конца понять и сделать счастливой жену, но попробовал хоть как-то возместить это всё и заполнить пустоту одиночества в отношениях с внучкой. Ещё это роман о музыке и о литературе. Именно туда "уходят" все эмоции и страсти персонажей, так что не верьте тем, кто называет роман "невзрачным", "безэмоциональным" или "простым".
картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Когда пишешь, совсем не думаешь о том, как бы угодить другим. Думаешь только о себе. Нельзя писать для других — для читателей, или критиков, или издателей, для матери или бабушки. Пишешь для себя»

История про 71-летнего книготорговца из Берлина, которого верующие родители нарекли Каспаром (редкое имя, в библейских сказаниях так называли одного из восточных царей, принёсшего дары родившемуся мессии Иисусу). История про его жену Биргит, которую на первых страницах романа мы вместе с Каспаром находим утонувшей в ванне. То ли она напилась вина с таблетками и это несчастный случай, то ли она сама захотела так уйти из жизни. Муж узнаёт, что Биргит писала стихи и ещё начала роман, обрывки которого кое-как с помощью специалиста выуживают из разбитого ею же компьютера. Каспар читает эти записи, которым не суждено было превратиться в роман, и узнаёт потаённую сторону жизни своей жены и того невероятного груза, который она в себе носила всю жизнь, убегая от себя самой то с помощью жизни в индийском ашраме, то занявшись кулинарией, то увлёкшись написанием романа.... И находя призрачное успокоение лишь в алкоголе.

Шлинк мастерски проводит нас по тёмным глубинам человеческой души и одновременно по непростым периодам истории немцев. Совершенно бесстрашно и максимально лаконично, пользуясь минимальным количеством слов и метафор. Вот молодая девушка Биргит, которая влюбляется в партийного функционера во время молодёжного фестиваля в ГДР, а потом всячески скрывает беременность и терпит предательство и крушение надежд и планов на счастье. Вот наивный юноша из Западного Берлина, прекрасно декламирующий стихи немецких классиков 18-19 веков, которому приглянулась девушка из "противоположного лагеря". И он помогает ей бежать и начать новую жизнь. Но, как оказалось, она так и не нашла себя, так и не решилась переписать роман своей жизни.

«В музыке, искусстве и литературе не важно, что немецкое, а что иностранное. Важно лишь, хороши они или нет»

В этом романе показаны поколения немцев, которых история развела по разные стороны баррикад. А потом эти границы прошли словно по их сердцам. Сейчас, спустя годы, Каспар находит 41-летнюю дочь своей жены, о которой та так ему и не рассказала. Находит в поселении националистов, которые грезят о возрождении Германии, где дети читают только книги, написанные во времена третьего рейха. Они соблюдают традиции предков и противятся всему иностранному, пытаясь в этих рамках вырастить и дочь Зигрун. С открытой душой дед пытается наладить отношения с внучкой и дать ей всё, что имеет сам, в том числе и часть наследства — то, что завещала бабушка.

Вторая часть книги передаёт путь, который проходят дед и 14-летняя внучка, у которой обнаруживаются способности к музыке и в игре на фортепиано. Эти недели, которые дед и внучка проводят вместе, словно преодолевая границы и запреты родителей-националистов, передают тот путь, который проходила вся Германии. Германия после Гитлера. Германия после объединения Запада и Востока. Это путь диалога. И ключом к сердцу стала музыка. И литература, которая отражает правду жизни.

«Когда я слушаю Баха, у меня такое чувство, что музыка заключает в себе всё — лёгкое и тяжёлое, прекрасное и печальное — и примиряет всё это друг с другом»

Удивительно тонкий и важный роман, который лишь с виду кажется пунктирным описанием событий, словно читаешь чьи-то записи в дневнике, за которыми стоят личные драмы и трагедии. Сквозь эти записи слышен Шуберт и Бах, Шопен и Рахманинов... И кажется, что этот процесс развенчания лжи и мифов должны пройти и мы, наследники сталинских лагерей и имперских амбиций...

«Есть только одна правда. Она ни моя и ни твоя, она просто есть, и всё. Как солнце и луна. И так же, как луна, она иногда видна лишь наполовину. И всё же лик её целен»

Этот роман даёт надежду. Только ради неё советую обязательно читать.