Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

23 марта 2024 г. 17:57

196

5 Исторический обзор взаимоотношений полов

Что могло сподвигнуть голландского востоковеда, знакомого нам по циклу детективных произведений о судье Ди, взяться за изучение такой необычной в общем-то темы, как сексуальная жизнь в Древнем Китае? Что у них там, чёрт возьми, происходило с этой самой жизнью (призадумалась я, случайно наткнувшись на эту книгу)?! Ведь судя по численности населения Китая, нет никаких сомнений, что во все времена она была (и остаётся) как минимум регулярной.

Как оказалось, и автор прямо говорит об этом в предисловии к своей книге, он задался целью развеять бытовавшее в его время представление иностранцев о сексуальных нравах в древнем Китае как о развратных и аномальных! О как! А всё оттого, что вскоре после установления в 1644 году династии Цин конфуцианский пуританизм, как пишет автор, постепенно привёл китайцев к закрытости в вопросах секса, и с той самой поры это стало для них установкой. А когда что-то тщательно замалчивается, то не в меру любопытным европейским и не только гражданам начинает казаться, что за великой китайской стеной молчания скрывается нечто не совсем нормальное и даже постыдное (Европейцам? Постыдное? Уж чья бы корова мычала...). Поэтому одной из главных своих задач Роберт ван Гулик видел в том, чтобы реабилитировать китайцев (включая древних) в глазах озадаченной и заинтригованной мировой общественности.

И написал своего рода краткий учебник по истории древнего Китая (начав с эпохи феодализма (7500–222 гг. до н. э.) и закончив воцарением династии Мин Эпохи Юань и Мин (1279–1644 гг.)),  но с акцентом на взаимоотношения полов во всех возможных проявлениях. Причём термин сексуальная жизнь он использует здесь в самом широком смысле, параллельно давая читателям подробное представление о ключевых исторических, культурных и социальных аспектах жизни китайцев, начиная с древних истоков. В основе его выводов лежат факты, полученные в результате многих исследований, в том числе его собственных. Автор пишет, что при работе над книгой он опирался на древние китайские тексты, династийные легенды и многочисленные свидетельства в виде археологических находок. Он признаётся, что ему "недостаёт сексологической подготовки", но что сделанные им выводы основаны на его более чем тридцатилетнем опыте чтения китайских сочинений. Надо понимать, что эта книга — не Камасутра и не трактат об "искусстве спальных покоев", хотя текст и содержит довольно подробный анализ целого ряда эротических альбомов и описание некоторых содержащихся в них цветных гравюр. Помимо того, автор обстоятельно освещает множество вопросов, касающихся интимных взаимоотношений китайцев, то есть собственно тему, содержащуюся в заголовке книги.

В процессе чтения я получила массу впечатлений, как в познавательном плане, так и в плане эмоций: от удивления и даже изумления до улыбки (чего стоит одна только "поза прожорливых рыбок"!). Книга написана понятным и доступным языком, хотя из-за обилия ссылок, китайских имён, терминов, конкретных дат и исторических фактов читать её местами было непросто. Но зато очень интересно! Меня распирает от количества полученной информации и хочется с кем-нибудь ею поделиться . Во время чтения я то и дело делала пометки и закладки, но их оказалось так много, что устанешь цитировать. Но несколько цитат и выводов автора я всё же приведу, хотя бы просто для затравки.

Человека китайцы воспринимали лишь как одну из форм одушевлённой природы. Согласно их представлениям, человек есть микрокосмос, совершенно идентичный макрокосмосу, следовательно...

... сексуальный союз мужчины и женщины повторяет в миниатюре взаимодействие полярных сил природы. Поэтому и брак мужчины и женщины в своей основе ничем не отличается от космического брака земли и неба, совокупляющихся во время грозовых дождей.

А вот описание идеальной красавицы, датируемое 750 г. до н. э., взятое из стихотворения под названием "Ши жэнь", в котором восхваляются прелести знаменитой принцессы:

Пальцы — как стебли травы, что бела и нежна...
Кожа — как жир затвердевший, белеет она!
Шея — как червь-древоед белоснежный, длинна,
Зубы твои — это в тыкве рядком семена.
Лоб — от цикады, от бабочки — брови... Княжна!
О, как улыбки твои хороши и тонки,
Резко сверкают в глазах твоих нежных зрачки.

Или вот ещё, мужчинам на заметку:

... мужчина должен доставлять женщине полное удовлетворение всякий раз, когда с ней совокупляется, себе же он должен позволять достигать оргазма только по особым случаям.

В конце своей монографии автор  задаётся вопросом: так чем же можно объяснить постоянство китайской нации и культуры? И сам же отвечает на него:

Исторический обзор взаимоотношений полов, этого движущего принципа жизни, позволяет нам сделать вывод, что в основу этой преемственности был заложен фундаментальный принцип: китайцы предусмотрительно сохраняли равновесие мужского и женского начал ещё с первых веков нашей эры. Может даже показаться, что именно из этого равновесия и родилась мощная жизненная сила, которая с древних времен и по сей день является сплачивающим и обновляющим фактором для всего китайского народа.

**************
Театральный сезон, Акт VIII, труппа французского театра "Дежавю и Жамевю" (дуэль)