Больше рецензий

12 марта 2024 г. 23:15

382

1 Kinder, Küche, Kirche, Kleider.

Видимо, все книги для меня, где действо начинаются на море, обречены на провал.

Снова я смотрю на оценки и награды книги, и искренне не понимаю, за что она так высоко оценена. Серьезно, за что? Разве что за количество эпитетов и метафор. Нашпиговать книгу нескончаемым потоком описаний труд не из легких, да. На мой взгляд, очень уж содержание от этого пострадало.

Что до самих описаний – из слов можно создать нечто ажурное и легковесное, что будет прекрасным дополнением самой истории, что поможет ей раскрыться, но здесь же нам подсовывают изделие с рюшечками, ленточками, бусинками, нелепыми огромными бантами на которых снова рюшечки, ленточки и бусинки… Словом, посредственный подарок в грандиозной упаковке в стиле «дорохо-бохато».

При не самом большом объеме, читать книгу было крайне тяжко. Словесная патока льется тоннами. Увязая в ней, медленно идешь, едва переставляя ноги, а она всё льется и льется… И вот она накрывает с головой, заполняет собой легкие – ты задыхаешься и тонешь. Меня хватало максимум минут на тридцать чтения, от тягучих описаний дико болела голова. При этом, я более чем уверена, в книге есть отличные сравнения и обороты, но они тонут в потоке непрекращающихся прилагательных, отчего вычленить их и насладиться, очень проблематично.

Если бы я хотела полностью рассказать сюжет, то, наверное, не смогла бы. За всем словесно-архитектурным излишеством его очень сложно уловить и еще сложнее удержать в памяти. Впрочем, само повествование – алогичное и рваное – скачет как горный козел. Вот читаешь про то, как Лазаря экзаменуют, и тут бах, ему сорок лет. И сидишь с ощущением «то ли лыжи не едут…». И сие не единичный случай. Только приноровишься к изложению, как тебя кидают из конца в начало, из начала в конец.

Еще одним фактором к не запоминанию являются внезапные экскурсы в жизни и прошлое ну абсолютно левых персонажей, причем настолько подробные, что реально забываешь, а к чему, собственно, это пишется. Нет, продуманные персонажи со своей историей — это замечательно, но опять же, зачем читателю эти подробности, если от их присутствия/отсутствия сюжет ни коем образом не меняется? При этом подходе практически нет ни слова о прошлом Линдта, словно он сам по себе материализовался и, весь такой гениальный, прямиком пошел к Чалдонову.

В гениальность Лазаря Иосифовича Линдта верится с трудом. Он язва, циник, материалист. Гений? Разве что с огромной натяжкой. Ну да ладно, всё же книга про его женщин, а он так, мимо проходил по большей степени.

История охватывает три эпохи и трех очень разных женщин, связующим звеном для которых является Лазарь, а точнее жизнь после встречи с ним.

Женщины Лазаря поименно и со спойлерами

Первая: Мария Чалдонова которой, по сути, и посвящена вся книга, и которая является единственной любовью Лазаря Иосифовича. На протяжении всей книги она, за редчайшим исключением, именуема Марусей. Дочь священника, с претензией на образованность. Глава Питовранова семейства так же образован по самую макушку, но веры не потерял. (От всех описаний, связанных с ними, меня мутило. На дух не переношу религиозную муть в любом проявлении, она меня бесит и раздражает). А с Маруси так вообще только иконы писать, пресвятая женщина, срочно канонизировать.

Она видит в Лесике (так отвратительно она называет Лазаря) сына, ведь у них огромная разница в возрасте. Других детей у неё нет, (бог не дал) только Лесик. Лазарь же видит в ней свой идеал, точнее говоря он придумал себе некий образ идеальной семьи на основе четы Чалдоновых, а заодно придумал, что любит и Марусю. При этом его «любовь» абсолютно не мешает ему встречаться с другими женщинами, которые не удостоены даже именами. Еще бы, они же не святая Маруся, которая даже в семьдесят три года молода и прекрасна при любых условиях.

Естественно, Лазарь переживает свою Марусю. И через много-много лет он встречает свою вторую женщину – умницу и красавицу Галочку Баталову. Хотя женщину это сказано громко, ведь Галочке едва исполнилось восемнадцать. Опять же нас переносят в рассказ о жизни Галочки до встречи с Линдтом. По сравнению с жизнеописанием Маруси – очень скудно и мало, хотя, с другой стороны, до встречи с Лазарем у Маруси было сорок с лишним лет, а у Галины всего восемнадцать.

И вот престарелый академик якобы влюбился, увидев в юной девочке Марусин свет и потерял голову. Бедную Галочку выдают замуж за светило науки, которому ну очень трудно отказать (он же гений), и ни одна тварь не видит проблемы в союзе старика и очень юной девушки. Так девочка Галочка стала Галиной Петровной Линдт и даже родила здорового, но никому не нужного сына.

Мне очень любопытно, что пил или ел Лазарь Иосифович, что мог и утром, и вечером, и ночью? Не молоденький мальчик давно. Простите, в легенды, что мужчина до семидесяти лет жених не верю, как и в альтернативную биологию.

Третьей женщиной с огромной натяжкой является внучка Лазаря – Барбариска Лидочка. Судьба Лидочки незавидная. Мама трагически погибает, а папа просто оставляет дочь на попечение бабушки - Галины Петровны Линдт. Других родственников у неё нет. Галине Петровне нет особого дела до девочки, ей занимаются няни, но упрекнуть за это её я не могу. Ей не позволили любить, так с чего же она начнет это делать?

Воспитанная в совершенно других условиях Лидочка находит свою отдушину в чтении кулинарной книги Елены Молоховец, ранее принадлежавшей пресвятой Марусе, которую вместе с прочим её барахлом притащил в дом Лазарь. Причем читала Лида эту книгу всю свою безрадостную жизнь.

Лидочке прочили великое будущее в балете, благо у неё к этому имелись незаурядные способности, но сама же она мечтала о доме, муже и детях. Ага, не о чем же больше в семнадцать лет мечтать. Потом в её жизнь врывается Алёшенька (на этом моменте я уже взвыла, устав от постоянно уменьшительно-ласкательных имен всех и каждого!), и великая несправедливость, которую ей помогает пережить некто бизнесмен Иван Лужбин.

Про данного субъекта я ни скажу ни единого хорошего слова. Лужбин Иван, единожды увидел Лиду и понял, что именно с ней он будет несказанно счастлив. Я хочу, что бы она была моей женой. А её мнение по боку, впрочем, мнения не спрашивали ни у одной из Лазаревских женщин. Этот урод банально воспользовался наивной девушкой, когда та была в крайне смятённых чувствах. Не остановило его ни её несовершеннолетие, ни внешность тринадцатилетней девочки. На тебе деточка богатый старый пень – радуйся. И Лидочка вышла замуж, но не за Лужбина (по которому тюрьма плачет), ни за его деньги, а за дом. И снова всех всё устраивает - молоденькая девчонка и богатый хрен, годящийся ей в отцы. Стерпится слюбится, ага, как же.

Спрашивается, а причем тут Лазарь в жизни Лиды? А при том, что после грандиозного балетного дебюта Лиду ожидали в Москве, а она не хотела туда (ведь у неё теперь есть ДОМ), не хотела танцевать, и не нашла ни чего лучше, как роскомнадзорнуться в ванне. И в предсмертном бреду к ней явился дедушка и направил на путь истинный - показал мнимое бессмертие в детях. Ведь внутри Лидочки зарождалась жизнь, и нельзя её обрывать вот так.

свернуть

ИТОГ: Не будь книга во флешмобе я бы её бросила. Это первая и последняя книга Марины Степновой, которую я прочитала. Абсолютно не мои книга и автор. Обилие словесной шелухи в книге, в которой оказалась важна её форма, а не содержание. Худшее, что я читала за последние несколько лет.

Вся история пронизана 3К: Kinder, Küche, Kirche (Kleider я добавила для Галины, у которой был вкус на антиквариат). Мол, ничего женщине больше не нужно. И все это в возвышено-светлых тонах и с отсылками из писаний. Терпи женщина, таков твой удел. Да гори оно синим пламенем, а заодно и этот роман!

Видимо хватит с меня современной русской литературы на этот год.

Книга рекомендована EvrazhkaRada и прочитана в рамках Новогоднего флешмоба 2024 года