Больше рецензий

4 марта 2024 г. 18:51

36

3.5 Спойлер “Юность” Тове Дитлевсен; или сказ о подростке каких тысячи.

С Тове я уже знаком и как с писательницей, и как с персонажем Копенгагенской трилогии. И если от романа “Детство” я испытал яркие эмоции от глубокого и мрачного психологизма, то сегодняшний роман меня практически не впечатлил. 


В романе всё та же главная героиня, однако уже повзрослевшая. Прошла конфирмация, Тове исполнилось пятнадцать лет и по датским меркам того времени - она была достаточно взрослой. Закончив обучение в обычной школе, Тове не смогла пойти далее получать знания из-за бедного положения семьи, поэтому стала работать, как многие девочки двадцатого столетия в Дании. 

В детстве Тове её воспитанием дома никто не занимался, а если и занимался, то весьма странно. Воспитывалась Тове сама: то на улице, то с помощью книг, в большинстве случаев – на своём жизненном опыте. И эта невоспитанность всё-таки дала свои плоды: Тове не знала элементарных правил и простых вещей, не знала, как следует вести себя в тех или иных жизненных случаях и т.д. В итоге, ей часто приходилось менять работу: то её увольняли, то девушка увольнялась самостоятельно, провинившись в чём-нибудь. Весьма значимым частью в жизни Тове была сексуальная сфера: в детстве девочка мечтала о стабильном муже, с которым она могла бы быть сама собой. Но и эти надежды подростка разбиваются о жестокую реальность мира. Повзрослев Тове начинает ходить на танцы по барам-ресторанам с эффектной подругой Ниной, на фоне которой первая считает себя серой мышью. Нередко Тове провожают ухажеры, она целуется с провожатыми парнями, однако не испытывает никаких романтических чувств. Это очень расстраивает её мать, поскольку она считает, что, как ни старайся, её дочь никогда не выйдет замуж.

Но, конечно, в жизни Тове не всё настолько печально и в период её юности случается два чуда. Первое произошло после очередного ухажера: она написала «сильное» стихотворение под названием «моему мертворожденному ребенку», которое принесёт ей первую славу. Второе же связанно с молодым человеком Тове, Акселем, который подскажет ей название журнала, где печатают молодых, никому не известных поэтов. Позже издадут номер, где будет её стих. Она подружится с владельцем журнала, Вигго Ф., который позже издаст целый сборник стихотворений Тове. Он очень трепетно относится к девочке: обучает её языкам, грамоте, относится как к своей дочке. Но, как часто это бывает с девочками со слабой фигурой отца, Тове путает его поведение с романтической любовью, поэтому влюбляется в Вигго. 

Но почему же меня это не впечатлило?

Во-первых, мне ни капли не понятно отношение Тове, как писательницы, к нацизму. В самом начале книги, когда Тове еще пятнадцать, она, будучи ребенком, очень негативно относится к Гитлеру (не сказать, что это плохо, но тут вспоминаем исторический контекст). Никто в мире не сознавал всю будущую мировую трагедию от прихода Гитлера к власти, а Тове, по неведомым мне причинам, уже с отвращением и ненавистью читает о нем в газетах. Однако буквально на экваторе книги, Тове снимает квартиру у нацистки, которая каждый вечер слушает по радио речи Гитлера и организовывает собрания нацистов. Тове не съезжает из своей комнаты, а покорно сидит в ней слушая всё то, что происходит за стенкой. Куда же делось то отвращение и та ненависть? Она оправдывает данную ситуацию бедностью её положения: нам ведь не понять состояния Тове, но всё-таки, когда её выселяют, она с легкостью находит новую комнату. Во-вторых, это слог. Он невероятно посредственный: тягучий, безэмоциональный. Слог и темп повествования были слабыми, однако прорваться через них мне было весьма трудно. Не знаю куда делался лаконичный и увлекательный слог из первой книги трилогии. 


Я не отрицаю того, что Тове внесла весьма значительную лепту в историю феминизма. И, наверное, это куда важнее писательского мастерства. Однако я прочитал книгу, именуемую романом, а не пост в социальных сетях или манифест, поэтому и оцениваю её, как книгу. По этой причине я ставлю роману «Юность» писательницы Тове Дитлевсен 3.5/5 на лайфлибе.