Больше рецензий

25 февраля 2024 г. 10:41

162

3 Два слова: не хватило

"Гедонис. Этот счастливый токсичный мир" — я так понимаю, первую книгу из серии — можно условно разделить на две части: в первой, довольно значительной по объему, сюжета нет, а во второй он несется так быстро, что ничего не успеваешь понять.
Вопрос "а когда мы уже начнем?" впервые посетил меня странице эдак на сотой, когда вместо того, чтобы развить хотя бы одну из предложенных сюжетных линий, автор решила раскрыть очередного персонажа и дать очередную смутную завязку. А затем сделала так еще дважды, и только после этого что-то начало закручиваться.
Несколько повествователей в одной книге - весьма смелый ход, и автор определенно заслуживает уважения: за то, что не побоялась к нему прибегнуть и за то, что смогла довольно четко разграничить все эти фокалы между собой. В персонажах не путаешься - и это определенный плюс.
Определенный же минус состоит в том, что каждый такой повествователь требует вдумчивого раскрытия, и с ним по нескольким причинам дела обстоят совсем не радостно.
Во-первых, оно отнимает очень много времени. Почти двести страниц уходит только на то, чтобы представить читателю шестерых основных героев, по главе на каждого, и все эти шесть глав сюжет почти не движется - сомнительная динамика для книги объемом всего в четыреста страниц.
Во-вторых, не очень ясно, что именно мы от этого раскрытия получаем. В первой половине книги нет сквозного сюжета, нет общего конфликта, который мог бы хоть как-то оправдать бесконечные "скачки по головам" - вместо этого мы выныриваем из одной проблемы и тут же бросаемся в следующую, оставив прошлую без конкретного ответа. Нам так и не рассказывают, что такое Конгломерат, как прошел разговор Максия и Орланда, зачем Ал-рэй с его командой искали Финарда и чего Эйна хотела добиться от Киана Камелии.
В-третьих, это попросту утомительно. Не исключаю, что этот пункт правдив только для меня лично, однако все-таки включу его в список. Мы подряд получаем несколько весьма тяжелых завязок для таких же тяжелых внутренних конфликтов и до определенного момента времени никак не начинаем с этим работать. Слишком много застаивающейся информации приходится держать в голове.
Из положительного, опять же, могу выделить скорее техническую сторону вопроса: введенные в текст интермедии, отсылающие к прошлому персонажей, исполнены просто блестяще. Не побоюсь сказать: они - лучшая часть книги. В интермедиях у автора заметно лучше выходит подавать информацию о мире — она ненавязчиво скользит между строк, угадывается в окружении и в мыслях персонажей, не засоряя при этом эфир внезапным пластом, как было в первой главе. Лучше здесь чувствуются и герои, кажутся живее и ближе своих версий на настоящий момент сюжета. Возможно, это такой тонкий художественный прием — показать персонажей, похожих на совершенно обычных людей в интермедиях, чтобы на их фоне еще ярче и выразительнее стали их гротескные сломанные версии из настоящего, чтобы более выпуклыми оказались их травмы, такие незначительные там, и такие пугающие здесь.
Правда, в этом случае хотелось бы иметь в основе сюжета именно психологическую составляющую, но увы — вторая часть книги, а именно последняя ее треть, от психологии довольно резко переходит в экшн. Ничего против не имею, но из-за того, что сюжет очень долго разгонялся, этого самого экшна нам тоже почти не дали: мы получили завязку основного мирового конфликта (и нет, совсем не того, что заявлен в аннотации, к этой завязке и вовсе обращаются только первая и последняя главы) и только-только приступили к активному его развитию, как книга кончилась.
Итог уже был заявлен выше: не хватило. Не хватило сюжета, не хватило возможности прикипеть к персонажам — да, у нас есть главные герои, но уж больно они подозрительные и доверия пока что не вызывают — а самое главное, не хватило того самого мира, который заявлен и в названии, и в аннотации. Много слов об удовольствии и его уровне и мало — о том, как именно этот самый уровень влияет на жизнь, как применяется в повседневности, при каких условиях меняется с одного на другой. Не сомневаюсь, ответы и сюжеты будут в последующих книгах, но как будто бы хотелось, чтобы в каждой книге серии — раз уж она по какому-то принципу поделена на несколько частей — была собственная порция и конфликтов, и пояснений. Без этого книга ощущается скорее как пролог перед историей, чем как история сама по себе.