Больше рецензий

16 февраля 2024 г. 11:17

479

4 Вкусно

«Масло» Асако Юзуки — это роман, в котором органично сочетаются мир кулинарных изысков и журналистского расследования. Хочется сразу отметить, что заявленные (на момент публикации рецензии) на лайвлибе жанры не верны, это не ужасы, и тем более не мистика. Социальная драма, с натяжкой детектив, но не мистика!

По сюжету Рика Матида хочет написать материал о Кадзии Манако, женщине, дело которой привлекает внимание общественности. Манако предъявлены обвинения в убийствах своих партнёров, одиноких бизнесменов, которых она, как говорят, соблазнила вкусной домашней едой. Людей волнует больше не то, почему она это делала и делала ли, а то, как ей это удавалось - соблазнять мужчин. Ведь Манако полна и далека от идеалов красоты.

Рика, единственная женщина в редакции, работает допоздна каждый вечер и практически всю жизнь проводит на работе. Она скудно питается и не готовит ничего сама. Однако общение с Кадзии Манако возвращает ей вкус жизни. Но Рика все больше понимает, что растворяется под влиянием Манако, ее жизнь и она сама словно тает как масло.

Иногда Рика думала: если ей удастся разобраться в деле Кадзии Манако, то она не только получит великолепный материал для статьи, но и разберется с причинами собственного душевного разлада.

( заметка на полях: а может все таки лучше к психотерапевту?)

Несмотря на все то впечатление, часто довольно неприятное и неоднозначное, что оставляет Манако, она неплохо разбирается в людях, видит их комплексы и страхи. Жаль только, что она пользуется этим умением с целью манипуляции, что очень сильно повлияет на жизнь не только Рики, но и ее друзей.

Кадзии в целом довольно лицемерна. Она осуждает людей за зашоренность и при этом сама зациклена на правилах. Часто ее высказывания правильны и разумны, что располагает, но позже другие слова или действия противоречат. Манако представлена персонажем безусловно любопытным и неоднозначным, непробиваемым, идолом, которому не нужны друзья, но нужны поклонники.

В целом этот роман представляет собой смесь криминологических элементов, социальной критики и множества кулинарных моментов, от которых слюнки текут. Внимание автора к деталям оживляет блюда, делает кулинарный мир самостоятельным персонажем. Юзуки ловко включает в сюжетную линию символизм сливочного масла, создавая тематическую нить, соединяющую различные слои повествования.

Детали в описаниях добавляют повествованию дополнительный чувственный слой, создавая ощущение, будто вы сами можете попробовать изысканные блюда. Хотя почему "будто". Многие из рецептов, описываемых в романе, вполне можно повторить.

Это точно та книга, которую не стоит читать, если вы голодны, или сидите на диете. Еда занимает очень важное место в тексте. И в целом эта работа такое своеобразное исследование места еды в человеческой жизни, того, как она способна менять эту жизнь и нас самих, того, как она объединяет и разводит людей.

Книга написана очень простым слогом, только пожалуй описания еды и вкусовых ощущений выделяются. Хоть Рика и Манако разговаривают через перегородку в тюрьме и по письмам, посредством еды они общаются по-настоящему. И это рассказывается с таким уровнем эротизма, что временами создаётся впечатление, что вы свидетель интимной сцены, а не того, что героиня ест миску риса с маслом и соевым соусом.

Другая тема, которая очень хорошо выражена в романе и которая волнует и меня тоже – это инфантилизация мужчин. Они ищут не женщину, они ищут мать, которая позаботится о них, приготовит и дом, и еду, и массаж после работы, как будто мужчина без женщины рядом не сможет выжить. В этом романе исследуется, как общество обвиняет женщин в неудачах мужчины, и криминализирует ее за то, что она не продолжает мириться с ним, что бы он с ней ни делал, потому что брошенный он не сможет двигаться вперед в одиночку. Это то, что происходит в Японии, но также и в остальном мире.

«Может, уже хватит упрямиться, не пора ли вернуться?»... Звучало это так, словно отец — маленький ребенок, а мать — его опекун

Похоже, для Манако все мужчины мира представлялись неразумными детьми, которые не способны о себе позаботиться.

Это медленная история, сосредоточенная на персонажах и на том, как они относятся друг к другу в обществе, где нормой является скрывать эмоции. Это не динамичный роман, я бы даже не назвала его напряжённым. В нем много размышлений, самокопания персонажей и их рефлексии.

Это работа, в которой есть довольно резкая критика многих аспектов современного японского общества (многие из которых применимы во всем мире). Самым важным вопросом, очевидно, является осуждение традиционных ценностей, связывающих худобу с красотой и здоровьем и абсолютное высмеивание и публичное осуждение любой женщины с ненормативным весом в рамках стандартов внешности.

«Полнота у мужчин и у женщин — не одно и то же. Я ведь прежде всего о тебе думаю, Рика, неужели не понимаешь?»

Это женский взгляд на проблемы социума, в котором мы живем, и этот взгляд мне импонирует. Он не агрессивный и не нравоучительный, не ставящий цель просто обвинить кого-то. Здесь хорошо раскрывается то, что у каждых отношений своя история и тем не менее обнаруживаются общие паттерны в проблемах и поведении.

Здесь исследуются травмы, влияние утраты, супружеские отношения, материнство, подавленная сексуальность, бесконечные рабочие часы, которые сводят на нет жизнь людей, одиночество и забота о себе и другие темы. Это яркое и тревожное исследование женоненавистничества, стигматизации и человеческих взаимоотношений.

Из минусов можно отметить немного затянутую и смазанную концовку. Но в целом, несмотря на простые и местами даже банальные мысли в романе, это интересная книга, которая может дать пищу для размышлений.