Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

4 февраля 2024 г. 21:11

902

3 Мыльная опера Форсайтской биржи

Вот и случилась первая недочитанная книга в 2024-м году. И не просто книга, а едва ли не эпопея. Примечательно и то, что к "Саге" я хотела подступиться около лет пяти: многочисленные хвалебные отзывы, интригующая аннотация, призрачный образ Ирэн, которую многие косвенно знакомые и незнакомые читательницы характеризовали как одну из самых ярких литературных героинь (с чем я в корне не согласна, но тут уж как есть) и сам красивый азбуковский кирпич, который гордо дожидался на моей книжной полке своего звездного часа. Смущал объем: ведь если читать, то взахлеб, а значит остальные произведения придется отодвинуть на месяц, а то и на два-три - только в этом издании уже насчитывается полторы тысячи страниц, а это далеко не вся история. Собственно, откладывала и откладывала я Голсуорси, но тут в Новогоднем Флешмобе мне пришла "Сага" советом - что ж, значит пора.

o-r.jpg

Страхи касательно долгого чтения оказались необоснованны - я с горем пополам домучила первую книгу и вернула ее на ту самую полку - пусть хотя бы радует визуально. "Сага" стала для меня примером пресловутого "ожидание-реальность" во всем, кроме писательского языка и время от времени попадающихся острых фраз - откровенно говоря, дочитывала "Собственника" только ради них. В остальном же создавался эффект некой мыльной оперы, очень скучной и будто бы нарочно растянутой:

1. Зарисовка социального слоя (кстати, была уверена, что речь пойдет про аристократию, и оказалась удивлена, увидев нуворишскую буржуазию - мне последнее не близко, но проблема отторжения кроется совсем не в этом) выдается слишком фоном, будто бы мы наблюдаем задник в театре вкупе со сценическими декорациями. Это было бы уместно для исключительно любовного романа, но, читая сагу, ожидаешь большего погружения в быт и повседневность классового среза;

2.  Все персонажи, за исключением нескольких, которые выдвигаются из многолюдной вереницы лиц на шажок вперед - однотипная серая масса без (или почти без) отличительных черт. Нет, номинально-то читателю скажут, что вот у той-то извечные завитушки на лбу, та-то пишет детские песенки, а вот у того-то явные проблемы с лишним весом, но на этом все. И аргумент, что им будет уделено большее внимание в последующих книгах здесь не подходит - такое применимо для пусть и второстепенных, но уже интересно прорисованных персонажей. Тут же обилие лиц сделано будто по принципу "копировать-вставить" с небольшой раздачей "уникальностей" в виде тех же завитушек и веса. Может быть здесь кроется великий замысел "форсайтности", но, кажется, я уже сама придумываю глубину там, где ее нет. Да, классовый срез может (и почти всегда должен) быть общезнаменательным, но его члены все-таки не клоны;

3. Да и про "центральных" и "косвенно центральных" персонажей сказать, в общем-то, нечего: они не цепляют, они неинтересны (мне лично как читателю), они воспринимаются действительно как герои мыльных опер - не уникальными личностями, но заполнением пространства и инструментарием неостановимого сюжета . Конечно, они выделяются на фоне своих второстепенных товарищей, но по большому счету остаются пустыми. Особенно показательна тут Ирэн. Каждый раз, когда она появляется в кадре, следует описание на несколько абзацев о том, насколько она красива, в каких элегантных она одеждах, как она красноречиво молчит. Каждый. Раз. Я не понимаю, как Голсуорси самому не надоело писать одно да потому, зато понимаю особенность, живущую в литературе со стародавних времен - когда автору нечего сказать о персонаже, он, апеллируя к нему (в данном случае - к ней) будет повторять и повторять и повторять общие, обезличенные слова про невероятную красоту, приковывающую взгляды, про силу ума, читающуюся в складках губ, про прерывистое дыхание, выдающее чувства . Опять же, для дамского будуарного романа такое уместно, для саги - увольте;

4. Собственно, сюжет. Да, типичный для многосерийной проходной мелодрамы. Очень растянутый, очень скучный, вроде бы построенный на столкновении людей и их характеров, но нет, потому что характеры у них отсутствуют. Любовные страдания не особо страдания, и уж точно не любовные (страсть, даже не столько страсть, сколько влечение - объекты могут меняться, влечение будет гаснуть и возгораться - любовью тут и не пахнет; примечательно, что Анна Каренина, которая фактически полюбила впервые в жизни и единственно, но уже, увы, находилась в браке, многими российскими читательницами осуждается, тогда как та же Ирэн, которая тоже прибегает к адюльтеру, но не от "большой любви", а именно от влечения - одобряется. Удивительно), персонажи не вызывают сочувствия ввиду своей "пресности", ход повествования заведомо предсказуем. И все размеренно-нудно. Вроде бы почти каждая глава это "прошел месяц" (условно), но динамики никак не прибавляется. Домучив кое-как книгу, я решила прочитать краткое содержание последующих, и впервые в жизни краткое содержание не было мной дочитано: даже сквозь него пробираться было невыносимо скучно, действительно будто передо мной был пересказ первой части форсайтского "Путеводного света".

Что ж, по крайней мере на один закрытый гештальт стало меньше. Да и негативных эмоций книга, по сути, не вызвала - она для меня оказалась именно что "никакой". В общем, ничего страшного, в полку ценительниц (и много реже - ценителей) эпопеи Голсуорси прибывает регулярно.


3/5

Не дочитано в рамках игры Новогодний Флешмоб 2024

Комментарии


Читаю это барахло прямо сейчас. Вообще не врубаюсь откуда такие высокие оценки и хвалебные отзывы. Скучная книга, сплошной бразильский сериал. Кто кого любит и кто кого бросил. Видимо, тоже придется бросить после первой книги...