Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2024 г. 12:00

460

3 Не говорите мне, что внутри вас никогда не было Schweinhund

Мы можем задаться вопросом, насколько всепроникающая тревога, чувство коллективного поражения, неотвязные вопросы вины и страх предательства могли повлиять на то, как люди переживали хрупкость собственного тела после нацизма.

Плохо они переживали.

Эта книга – классический пример исследования, когда автор сначала формулирует концепцию, а потом начинает подбирать под нее фактический материал. Если же материал пищит и сопротивляется – тем хуже для него.

В центре повествования – Бруно Гренинг, бывший солдат Вермахта и самопровозглашенный вундердоктор, который раздачей шариков из фольги и разглагольствованиями о борьбе добра и зла внутри каждого человека лечил душевные и телесные недуги, от туберкулеза до паралича. А еще алкоголик, прелюбодей и в целом человек невысоких нравственных качеств – такой немецкий Распутин, только без царя в голове.

Казалось бы, обращение людей к парамедицине и целителям-спасителям, особенно во времена социальных катастроф, – обычное явление. Но автор, дотошно, чуть ли не по дням, восстанавливая историю возвышения Гренинга, видит причины его популярности не в том, что Германия конца 1940-х лежала в руинах, а миллионы людей пережили не только психологические потрясения, но и не имели доступа к элементарным удобствам, да просто голодали, а в том, что

… страна в целом отказалась от конфронтации с прошлым в любых открытых формах и коллективная память негласно приняла всеобщий мораторий на обсуждение его самых мрачных аспектов.

Ну то есть если совсем упрощать, то паралич ног у ребенка – не следствие контузии после бомбежки, а потому что родители отказываются говорить о холокосте. Версия занятная: известно же, что «все болезни от нервов».

Второй сюжет книги – охота на ведьм, в буквальном смысле. Внутренне съеживаешься – охота на людей в тех местах, где еще не остыли печи концентрационных лагерей? Но все оказывается не так страшно: под «охотой на ведьм» автор подразумевает резкое увеличение судебных дел о клевете, или, как это называется в наших реалиях, «защите чести и достоинства». Да, люди, которых подозревали в ведовстве, требовали судебной защиты от клеветы – вот вам и рост дел. Облегченно выдохнули? Не все так просто. Автор не утруждает нас описаниями реальных дел в сколько-нибудь значимом количестве, но из предложенного можно сделать вывод, что обвинения выдвигались прежде всего против тех, кто запятнал себя сотрудничеством с нацистами. При этом один из самых ярых общественных защитников, некто Иоганн Крузе, видел в волне страха перед ведьмами отголоски преследований евреев в нацистской Германии. А значит, нужно запретить сказки, особенно про Гензеля и Гретхен, потому что она про каннибализм. Нет, я положительно запуталась в аргументации автора. В любом случае ее вывод однозначен:

Непроработанное прошлое — не только нацистское, но и период денацификации — оставило после себя атмосферу горечи и незащищенности там, где колдовство было доступной логикой социальных отношений, способом выяснить, кто чей союзник в меняющемся ландшафте лояльности.

Как бы то ни было, в 1959 году

Бруно Грёнинг скончался: он умер от рака желудка в 52 года. Это был конец не только его лично, но и всей эпохи. Это была и метафора. Одно из самых заметных проявлений послевоенной эры — агонии разгрома, социальной напряженности и духовной болезни — исчезло навсегда.

Что скорее подтверждает мою интерпретацию происходящего: за прошедшие пятнадцать лет ФРГ отстроилась, люди пришли в себя – и все сверхъестественное вернулось обратно в нору на задворках цивилизованного общества. А еще через несколько лет поколение, которое если и застало нацистский режим, то младенцами и, соответственно, не имело никаких личных резонов, занялось той самой денацификацией.

Книга тяжеловесная, вязкая, повествование перегружено мелкими подробностями и именами, при этом оно регулярно перемежается моралистическими вставками-всхлипами, автор даже не пытается имитировать научную беспристрастность. И вроде бы логика изложения присутствует, но ее постоянно приходилось вытягивать в прямую линию. Довольно утомительное чтение.

Хотя одна мысль меня зацепила. Я давно пытаюсь понять-представить себе, как немцы (в первую очередь оказавшиеся в западной части – с восточной немного понятнее, там произошла демонстративная отстройка от прошлого) смогли преодолеть вот это «are we the baddies?». По мнению автора книги, они просто не размышляли в таком направлении:

Говоря только о собственных утратах, жертвах и усилиях, нация как целое смогла снять с себя бремя вины. В складывающемся послевоенном нарративе жители Западной Германии начали воспринимать себя истинными жертвами «войны, которую начал Гитлер, но в которой проиграли все».

Правдоподобное объяснение – во всяком случае, нечто похожее я уже встречала, в Себастьян Хафнер - Некто Гитлер. Политика преступления

Комментарии


Говоря только о собственных утратах, жертвах и усилиях, нация как целое смогла снять с себя бремя вины.

И по сей день говорить только о собственных утратах, жертвах и усилиях - любимое занятие любой виноватой нации, которая желает снять с себя бремя вины :D
Хотя я в целом не понимаю концепцию "виноватая нация". Как будто нация - это монолит. Тут в одном-то человеке борются совершенно противоположные мнения - а когда уникальных людей много, то там двух одинаковых не найдёшь. Если, конечно, не делать, как автор:

сначала формулировать концепцию, а потом начинать подбирать под нее фактический материал. Если же материал пищит и сопротивляется – тем хуже для него.

Хотя я в целом не понимаю концепцию "виноватая нация". Как будто нация - это монолит.

Существует концепция, что в отличие от тоталитарных режимов, граждане демократических государств несут-таки ответственность за решения своих властей. Как ни крути, Гитлер действительно пришел к власти в результате настоящих выборов, действительно пользовался широкой поддержкой, и "посылки с Восточного фронта" приходили не только в его ставку. Немцы как раз пример такого признания вины - просто началось это не сразу, а через 20 лет послек поражения, пятилетней оккупации и разделения страны.


Супер-странная концепция. Когда его выбирали, он не говорил, что будет убивать евреев и не только в концлагерях и творить дичь, загоняя страну в нищету. Неинформированное решение не может служить причиной вины. Если бы он выносил каждое своё решение на референдум, тогда можно было бы говорить о вине тех, кто за такие решения голосовал.
Это не говоря о том, что за него голосовал не каждый в этой нации.


Еще бы)) он пришел к власти на волне реваншизма, обещая отменить кабальный Версальский договор, расширить лебенсраум и все такое. И Майн кампф тогда уже был написан, и штурмовые отряды легально существовали с 1925 года. Желающий да увидит. И нация радостно согласилась. А потом что-то пошло не так.


Люди вообще не вникают. Даже на работе не вникают, даже за деньги не вникают, даже в собственную жизнь не вникают и не могут её организовать :D Отменить версальский договор – огооонь! Любой бы согласился. О последствиях в виде сжигания евреев никто никогда не думает. Политики, собственно, на этом и выезжают, говоря исключительно общие слова и избегая обсуждать детали.


Увы. Возразить абсолютно нечего.


Желающий да увидит

это ли не послезнание в нас говорит, когда кажется, что все было очевидно и закономерно?

Согласна с Миленой, что нация включает очень разных людей и у них могут быть разные цели и потребности, разные представления о том,как достичь благополучия и можно ли говорить об общей вине? В чем вообще она должна выражаться,какая цель у национальной вины?


Когда его выбирали, он не говорил, что будет убивать евреев и не только

Были они информированы, ибо еще в 1935 году были приняты "расовые законы" по инициативе главного негодяя.


И вообще расовые теории нацисты, не смущаясь, излагали начиная с середины 1920-х. И встречали широкую поддержку.


Интересная, но сложная тема. Мне кажется, что вина это не то чувство,которое сделает лучше кого-либо, тем более, если вину ещё навязывают извне.Более того, каждый народ,наверное, можно упрекнуть в той или иной войне, притеснении своих же сограждан или соседей, но почему-то только некоторые темы широко освещаются.

Демократия ведь некая иллюзия власти народа, на примере Гитлера это как раз видно и было много политических интриг и агрессивных действий против несогласных, жестокое подавление оппозиции (да и за Гитлера голосовало 44%, если не ошибаюсь, а в сумме за националистов 57%) А многие люди просто действуют как большинство, или их выбор ограничен, желая избежать проблем они поступают так как принято, как говорит власть и т.д. Уж не говоря про пропаганду, которая тоже сильно меняет границы допустимого и правильного/неправильного.

Немцы как раз пример такого признания вины

мне кажется, и тут не все однозначно, не все граждане такую позицию принимают и отчасти перекладывают вину на других.


К слову об ответственности граждан за действия правительства в демократиях. Читаю мемуары гражданки самой демократической демократии в мире Джилл Байден. Написано после расстрела в Кентском университете:

Я не помню, чтобы протесты проходили в нашем кампусе, но, если бы проходили, то не пошла бы протестовать. Что, думала я, мой голос привнесет в этот хаос? Что он будет значить для правительства, которое нас вообще не слушает?

А еще через несколько лет поколение, которое если и застало нацистский режим, то младенцами и, соответственно, не имело никаких личных резонов, занялось той самой денацификацией.

Под денацификацией здесь имеется ввиду что-то другое, не тот формальный процесс, который проводили союзники? Ведь власти в ФРГ немцы активно были против этого процесса (из вики):

'The West German political system, as it emerged from the occupation, was increasingly opposed to the Allied denazification policy.[94] As denazification was deemed ineffective and counterproductive by the Americans, they did not oppose the plans of the West German chancellor, Konrad Adenauer, to end the denazification efforts. Adenauer's intention was to switch government policy to reparations and compensation for the victims of Nazi rule (Wiedergutmachung), stating that the main culprits had been prosecuted.[95] In 1951 several laws were passed, ending the denazification. Officials were allowed to retake jobs in the civil service, and hiring quotas were established for these previously-excluded individuals,[96] with the exception of people assigned to Group I (Major Offenders) and II (Offenders) during the denazification review process.'


Да, конечно. О процессах по денацификации в 1945-49 и автор этой книги отзывается очень язвительно. Там все (ну, почти все) понятно - и понятно, почему они тогда фактически провалились.

Я имела в виду более позднее переосмысление произошедшего, которое, по моим ощущениям, во многом сопадало со студенческими движениями 1960-х. То, о котором у нас периодически любят писать, что всем немцам навязали чувство вины, которое "сломало хребет нации".


Понятно, спасибо. Общественные движения - дело сложное, от РАФ до реваншистов (которых у нас судя по книгам, фильмам и риторике в 60-70-е очень побаивались), получается, что этого чувства вины у них хватило лет на 20, теперь его, вроде бы уже и нет (ну или по риторике его уже переложили на нас).


Что интересно по моему опыту, у западных немцев никакого чувства вины нет, а есть у восточных. Этого я вообще не понимаю.


Тут я вступаю на скользую дорожку "одна моя знакомая сказала", потому что прицельно не интересовалась темой, а так.

Если говорить о современном мире, то здесь вопрос не столько о "плакать и каяться", сколько об отдаленных последствиях. Типа и миграционный кризис, когда Германия 15 лет назад открылась вообще всем, последствия этого самого чувства. И фактический отказ от цифровизации "госуслуг" объясняют тем, что немцы, наученные горьким прошлым, не хотят давать в руки правительству слишком много рычагов давления.


Американцы по этой же причине не хотят никаких госуслуг.


Отличный обзор! Как знал что с этой книжкой что-то не так.


Спасибо) но я, возможно, слишком пристрастна. У книги много положительных отзывов. Я сама на них купилась


Анна, наткнулась сейчас на книгу и подборки, которые могут вас заинтересовать:

https://www.livelib.ru/book/1007485966-pamyat-o-vtoroj-mirovoj-vojne-za-predelami-evropy-kollektivnaya-monografiya

https://www.livelib.ru/selection/1577173-politika-pamyati


Спасибо, очень познавательно!


Познавательная рецензия. Прочитав её, снова подумала, что важно, как мне кажется, различать сегодня понятия вины и ответственности. Целая нация или группа людей не может быть виновата в преступлениях, которые совершали люди, у которых должны быть конкретные имена. Вина всегда должна быть индивидуальна. Полагать иначе, на мой взгляд, опасно.
Но ответственность, да, может быть коллективной. Ответственность гражданина за сделанный или не сделанный выбор при голосовании, за уплаченные налоги, за согласие с доминирующими в обществе настроениями, даже если оно и молчаливое, и т.д.
К примеру, в книге Milton Sanford Mayer - They Thought They Were Free: The Germans 1933-45 , написанной ещё в 50-х гг. XX века, часто говорится об ответственности. Автор, американец еврейского происхождения, старается разобраться во взглядах немцев. Что они думали во время войны и что они думают после оглушительного поражения. И, рассуждая об этом, он признаёт, что на месте немцев в нацистской Германии и он, возможно, вёл бы себя примерно так же.

Что скорее подтверждает мою интерпретацию происходящего: за прошедшие пятнадцать лет ФРГ отстроилась, люди пришли в себя – и все сверхъестественное вернулось обратно в нору на задворках цивилизованного общества

Мне тоже так кажется.


Да, про разделение вины и ответственности очень точно. Если не ошибаюсь, еще Арендт это подробно разбирала.