Больше рецензий

11 января 2024 г. 23:46

491

5 Божественная утопия или дьявольская сатира?

«Может ли творец жить в башне из слоновой кости?"—Именно этими словами я бы воспользовался, если бы меня попросили максимально лаконично назвать основную суть и проблематику "Игры в Бисер" Гессе. Знакомство с этим прекрасным произведением, великим памятником Европейской литературы первой половины XX века, за создание которого доспочтенный автор в 1946 году получил Нобелевскую премию. Произведение, по многим обстоятельствам затянулось на несколько дней, но не сделало его мысли и идеи более недосягаемыми или менее отзывающимися в моей душе. Недельная разлука, тем не менее, являющаяся разлукой лишь внешней, не затрагивающей близость читателю глубинных,содержательных аспектов книги, отлично иллюстрирует ее интеллектуальную и духовную ценность. Роман—утопия, повествующий читателю о славном братстве, ордене, некоем государстве внутри Государства—Касталии, в которой живут исключительно высокодуховные и высокоинтеллектуальные люди. Эта самая Касталия в бессмертном творении автора—общество высшей аристократии духа, общество интеллектуалов, людей развитых духовно и в некотором смысле нравственно, но тем не менее существующих за счёт внешнего мира. Общество людей, хотя и смотрящих на "неучей" без презрения без зависти, без вражды, но и не видящих в простых людях ни братьев, ни своих "кормильцев". Отдельный мир, нисколько не чувствующий себя в равной мере с остальными ответственным за происходящее в большом мире, мир господ, хранящих высокую этику, духовность и учёность, но несмотря на это, существующих лишь в рамках своей башни из слоновой кости, и не желающих за эти рамки выходить .Главный герой—Иозеф Кнехт, одарённый мужчина, с раннего детства чувствовавший своё высокое призвание, но не желающий принимать его, так как всегда был более склонен служить, чем повелевать, и даже в разговоре с главой своего ордена отождествляет себя со святым Христофором, готовящим себя для служения самому сильному хозяину. Иозеф находит этого хозяина в "Игре в Бисер", он посвящает больше половины своей жизни развитию навыков этой сложнейшей игры и впоследствии становится официальным Магистром (Мастером) игры, встав на одну из высших ступеней иерархии ордена. В трудах по улучшению игры, в разъездах и курсах, Иозеф Кнехт совершенствует свои профессиональные навыки и улучшает свою репутацию прославленного Мастера игры в бисер и безукоризненного члена ордена. Но считает ли себя таковым главным герой? Сомнения в целесообразности ордена, игры, начинают посещать его ещё в элитной школе, где он, посредством социально—идеологических диспутов с другом, принадлежащим к внешнему миру, понемногу знакомится с этим миром, с его горестями, лишениями, со всем тем, что так усердно игнорируют члены ордена. Его благородное негодование выражается сначала в стихах, являющихся начальной формой бунтарского самовыражения, так как этот вид творчества совсем не развит и даже противопоказан в кругах элитных школ. В этих стихах автор как—бы невольно критикует Мастеров игры в бисер, полностью игнорирующих невзгоды мира и живущих в своих абстракциях и иллюзиях. Впоследствии главный герой, ставший таким же Магистром, не отказывается от своих мыслей и даже развивает их, внешне безукоризненно следуя всем уставам и правилам ордена. Но внутри Иосифа бушует самые противоречивые чувства; благодаря другу студенческих лет—Плинио Дезиньори, принадлежащего к светской аристократии, но некоторое время обучащегося вместе с ним в элитной школе, он всё ближе знакомится с большим миром и уже обсуждает с другом возможность отказа от своих регалий и поступления на скромную должность учителя начальной школы, приближавшую его к людям этого мира, к их проблемах и образу мыслей. Уже сами подобные разговоры для Мастера игры нежелательны, а решительные действия тем паче осуждаются. Понимая это, Кнехт действует аккуратно, и даже несмотря на ужасные противоречия, вызываемые его чувствами и мыслями, он продолжает образцово выполнять свои обязанности. Игра уже не приносит ему прежнего удовольствия, он не испытывает прежнего благоговения перед ней и отчасти поэтому решает уйти со своего поста, уйти из ордена. Он не желает пятнать честь ордена и репутацию сакраментальной игры, его всё ближе тянет к внешнему миру, он считает несправедливым затворничество ордена, его отказ от какого—либо участия в жизни остального мира. Он узнаёт об ужасах войны и всего того, что происходит в окружающей его реальности, но от чего его бережно хранит его орден. Но он видит в услугах ордена не только большую милость, но и своебразное проклятие, заключение. Заключение во имя сохранения тех идеалов, которые двигали развитием общества на протяжении веков, но разве справедлив, праведен, целесообразен такой принцип? Как может человек, стремящийся к духовному развитию общества, отказаться от непосредственного участия в его жизни? Как может он запереться внутри своих раздумий и рассуждений, игнорируя творящееся вокруг зло и беззаконние? Можно ли сохранять истинную высокую нравственность и духовное превосходство, отвернувшись от большей части человечества? Вопросы, актуальные для всей человеческой истории, поднимающееся на протяжении многих веков людьми совершенно разных взглядов, идей и мыслей. Но не только в важности проблем и их обсуждения, не только в оформления этих задач, поднимаемых автором заключается гениальность произведения. Уникальная структура романа, состоящего из нескольких прозаических и лирических пластов, множество сюжетных линий, уникальный стиль повествования, огромное количество блестящих аллюзий и порою шокирующая точность употребляемых образов. Роман, облеченный в форму биографии, разделенной в свою очередь на несколько разных, внешне и хронологически не связанных с собой историй, но поддерживающих общую тему и отображающих одни идеи и проблемы в лице главного героя, помещённого в разные исторические эпохи. Эти и многие другие особенности произведения, позволяют совершенно справедливо назвать его шедевром европейской литературы XX века, так живо и оригинально изобразившим внутренние чаяния и настроения людей своей эпохи. Настроения, которые существовали на протяжении всей нашей истории и которые, вероятно, будут существовать еще много лет, а то и вовсе никогда не потеряют своей актуальности.

Источник