Больше рецензий

10 января 2024 г. 19:43

139

4 Властелин неба

Когда речь заходит о боевой авиации, в частности, о вертолетчиках, то лучше почитать книги тех, кто реально проходил военную службу на винтокрылых машинах, участвуя при этом в таких делах, где вся сноровка, мастерство и выдержка пилота проверяется на все сто процентов. Зачастую подобное случается, когда ту или иную эскадрилью отправляют в прифронтовые районы, когда соединения пехоты или спецназа при поддержке с воздуха производят штурмы укрепрайонов, захват объектов стратегического значения или, например, ликвидацию опальных полевых командиров, как это было во времена войны в Афганистане, где советские войска находились долгие десять лет…

Константин Шипачев служил в этой непокорной и горделивой стране в конце 1980-ых годов, когда их звено было отправлено из Белоруссии в жаркий и знойный город Джелалабад, где находился большой аэродром, имеющий весьма важное значение для многих войсковых соединений. С него экипажи взлетали на поисково-спасательные операции, а также отрабатывали в любое время дня и ночи по огневым точкам противника, у которого на тот момент появилось новейшее оружие, чьи возможности превышали все, с чем наши пилоты имели дело ранее. Именно Шипачеву пришлось первым посадить боевую машину после попадания в ее борт «Стингера».

Во время афганской кампании наши вертушки сбивали и раньше, но с появлением этих западных ПЗРК у повстанцев для советских пилотов настало тяжелое время, потому что от ракет с тепловым наведением не было никакого спасения. Командование меняло тактику захода на аэродром, в летные карты вносились корректировки, экипажи вели винтокрылые машины на бреющем полете, но все это не мешало моджахедам сбивать советских военных, при этом под огонь попадали как транспортные, так и боевые единицы. Сегодня известно, что за «Стингерами» охотились абсолютно все: и спецназ, и десантура, и мотострелки, и авиаторы, лишь бы добыть искомую о нем информацию.

Спустя какое-то время ПЗРК успели захватить, но Константин Шипачев известен тем, что он смог посадить подстреленную «Стингером» машину в кратчайшие сроки, хотя до этого момента экипаж заведомо был обречен. Хладнокровие не покинуло офицера, грамотные команды и оценка ситуации помогли летчику спасти свою жизнь, товарищей и вертолет от гибели, что в то время было не иначе как чудом! Конечно же, чуть позднее машину решено было отремонтировать, но замену двигателя производили под минометным огнем противника, во время которого наши военные проявили недюжинную храбрость, отвагу и профессионализм.

Казалось бы, если об этом уже давно известно, то в чем ценность книги Валерия Рощина, в которой автор довольно подробно описал вышеупомянутые события? «Воздушная зачистка» имеет этакий симбиоз реальных мемуаров с художественным вымыслом, когда дневниковые записи Шипачева перемежаются с условным описанием его основного врага – инженера Гаффара, чей неуловимый образ по сюжету неотступно преследует всякого пилота, который имел смелость подняться в небо. Данный роман этим-то и хорош, что в довольно развлекательной манере успевает приобщить нас к атмосфере давно прошедших лет, когда советские офицеры рисковали собой в чужой стране.

Их быт, волнения, надежды, тревоги и сомнения переданы весьма неплохо, хотя речь в основном идет о Константине и его ближайшем окружении, с которым он тянул военную лямку в Афганистане. Потеря товарищей, короткие поездки домой, постоянное нервное напряжение, рисковые вылеты и участие в общевойсковых операциях делают книгу насыщенной, живой, лишенной фальши, где все мелочи и детали учтены и донесены до широкого круга читателей. Оба автора – настоящие профи своего дела, отдавшие небу и технике весомую часть жизни, поэтому их можно послушать, так как они знакомы со многими перипетиями не понаслышке.

Валерий Рощин с большим уважением относится к своему однокашнику, делая Шипачева одним из главных героев «Воздушной зачистки», но при этом в его словах проносится мысль о том, что война не приносит ничего, кроме бед и лишений. Если мы возьмем того же Гаффара, то увидим, что он был инженером на ГЭС, но после гибели всей своей семьи взялся за оружие и отправился мстить. Если сильно раздувать пожарище борьбы, то по итогу можно спалить все до основания, в том числе и те общепринятые догматы с моральными принципами, на которых зиждется все человечество. Коли задумал бомбить соседа, то будь готов к тому, что он начнет стрелять в ответ.

«Воздушная зачистка» является неплохим романом про нелегкие будни советского летчика на ниве необъявленной войны, после завершения которой очень многих специалистов буквально поперли из армии. Судьба некоторых из них закончилась трагически, печально и несправедливо, но таковы уж реалии нашей жизни, что в своем Отечестве бывший служивый люд мало кому нужен. Так было тогда, так будет и сейчас, поэтому книга Валерия Рощина нисколько не потеряла в актуальности, хотя с момента ее выпуска прошло уже без малого 15 лет. Автор влюблен в авиацию, но его мнение звучит довольно печально по отношению к тому, что с ней происходит сегодня.

Кстати, стоит заметить, что в этой работе отдельное место отведено для рассказа «Пятый штурм», где главным рассказчиком выступает Анатолий Сурцуков . По правде говоря, это еще одна глыба советской авиации, который был замкомэска и принимал активное участие в Панджшерской операции, во время которой погибло несколько наших экипажей. Более подробно об этом написал сам Сурцуков в своей книге "Эскадрилья наносит удар", где он с неутолимой волей к жизни вел разговор с читателем о том, чем его друзья и коллеги жили во время опасной службы во время афганской войны. Это одна из невероятно глубоких работ, которая заслуживает вашего времени.

Итог: всем, кто неравнодушен к истории родной авиации, нужно прочесть «Воздушную зачистку». Минимум пафоса и патетики, только необходимые жизнеописания, которые предоставляют нам возможность увидеть всю подноготную службу в советском вертолетном полку. Валерий Рощин пишет о коллегах живо, ярко и невероятно сильно с той лишь целью, чтобы увековечить память о тех, кто по праву может называться Властелином неба.