Больше рецензий

5 января 2024 г. 11:36

270

4 «Поймите нас правильно: усопшие попались беспокойные, и мы сочли для себя невозможным обойти молчанием их недопустимое поведение». (с)

⠀⠀⠀Как только увидела книгу, название и аннотация, сразу поняла — это мы читаем. Со времён «Посмертных приключений» Алексея Козлова хотелось почитать что-то про ритуалы, похороны и др. в разных странах. В целом мои ожидания по поводу книги Гийома Байи оправдались: довольно легко, интересно, любопытно и познавательно. Не хотелось, чтобы по ходу книги появлялось уныние или грусть (всё же тема непростая), и такого ощущения действительно не было — что очень порадовало. Но обо всём по порядку.
О чём эта книга?
⠀⠀⠀Книга посвящена похоронному делу во Франции: кладбища, крематории, церемонии, похороны и т.д. Ранее автор уже выпускал книги, которые имели успех у аудитории, и он решил выпустить сборник всех случаев в одной книге, добавив пару новых историй. Тогда автор заметил, что люди проявляют удивительный интерес к похоронному делу, хотя в жизни столько радости они, конечно же, не испытывают, особенно когда сами приходят в бюро. «В этом и заключается сила литературы: в жизни не бывает так, чтобы люди снова приходили в похоронные бюро, испытывая счастье от очередной встречи с их работниками». Все эти истории объединены общей темой, понятной для всех, — смерть во всех проявлениях, в разных условиях и т.д. Похоронные услуги остаются актуальными, а интерес к теме не угасает, ведь, как говорит автор, «думаю, что вы меня поняли, ведь все мы смертны…».
«Дело в том, что люди, которыми я занимаюсь, мертвы, а их родственники всегда ищут живого человека, на кого можно переложить ответственность. Иногда нас упрекают только в том, что мы рядом со смертью. Но задумайтесь: что произошло бы, если бы нас не было рядом?».
⠀⠀⠀Вдобавок к историям есть интересные вставки: чёрный юмор, постоянные вопросы, любопытные факты, риски или предубеждения. Эти вставки разбавляют порой непростые истории и случаи из практики автора. Например, происхождение слова «гробовщик» («croque-mort») — чётко и понятно показано и объяснено. Или предубеждения по поводу ритуальщиков: «Нас, ритуальщиков, часто упрекают в том, что мы зарабатываем на несчастье людей». Автор не отрицает этого, и каждая профессия зарабатывает на чём-то подобном, и нельзя обвинять людей за их работу, которая к тому же очень важна. Кроме того, автор высказался по поводу женщин профессий: «Женщины – это обычные коллеги, и на их помощь можно рассчитывать без всяких ограничений» (хотя сначала выглядело, будто женщины — подопытные кролики, за которыми он наблюдал и пытался понять, насколько они естественные в похоронном деле). Напоследок чёрный юмор:
«— Зачем сотрудникам похоронного агентства проходить курсы оказания первой медицинской помощи?
— Если врач ошибся в диагнозе, это его проблемы. Ну а мы всегда должны суметь помочь нашим клиентам».
⠀⠀⠀В книге упоминаются совершенно разные истории и случаи: насильственные, случайные, пугающие, ужасные, странные или необычные смерти. Многие из них могут удивить, поразить, испугать или даже рассмешить (хотя ничего смешного в смерти нет). Например, конкретно меня зацепили и заинтересовали истории: «В супермаркете» (когда на весь магазин кричат, что ты убийц, но ты просто сделал своё дело в крематории — это страшно), «Собачья жизнь» (очень грустная привязанность собаки к хозяину), «Есть ли у вас местечко в катафалке?» (смешно, тонко и очень важно — просто смотрите по сторонам, когда переходите дорогу), «Порнография» (очень необычно), «Медаль за соблюдение правил безопасности дорожного движения» (идеален в жизни и идеален после смерти) и др.
«Ты знал папашу Шомбье? Он всю жизнь прожил в доме напротив кладбища. А теперь живет напротив своего дома».
⠀⠀⠀Для меня очевидный минус книги — несвязность частей. Да, книга состоит из разных историй, сложно провести общую параллель (кроме самой смерти). Но как будто не хватает разделения и связности: более чёткая структура, хронология или подтемы. Например, случаи ненасильственной смерти, курьёзные случаи из практики и т.д. Или сделать по годам и отметить изменения по ходу получения опыта в сфере (в книге неоднократно повторялись предложения про опыт автора). В таком бы случае у книги появилась логика повествования: для чего, почему и т.д. Она и сейчас есть, но очень призрачная и невесомая. Пока (для меня) это просто набор историй, причём от разных людей. Плюс, многие истории очень отличались по стилю и слогу: с одной стороны, а вроде прикольно, есть в этом своя изюминка, но, с другой, часто это сбивало. Например, от лица кого ведётся повествование, почему сначала первое лицо, а потом — третье. Так — каждый раз.
«По крайней мере, с твоей профессией без работы ты никогда не останешься!».

Выводы:
⠀⠀⠀Легко, интересно и познавательно — вот как можно описать книгу Гийома Байи. Лёгкий слог (даже несмотря на то что он постоянно меняется), интересные истории (смешные, грустные, удивительные случаи), познавательные вставки; и я бы ещё добавила — неплохой чёрный юмор. Но подпортило впечатление следующий момент: в книге как будто нет чёткой связности и последовательности. Хотелось бы видеть или хронологию, или разделение по общим темам. Плюс, стиль и слог историй часто отличались. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да и ещё раз да!

Комментарии


Если интересует ритуальная тематика - вот эта очень неплохая Жан-Поль Дидьелоран - Вся оставшаяся жизнь . Тоже - гробовщик в главных героях.


О, спасибо!