Больше рецензий

3 января 2024 г. 01:17

248

3

Книга Нэнси Сталкер «Япония. История и культура от самураев до манги» представляет собой нацеленную на неспециалистов попытку всестороннего охвата японской культуры и истории от древнейших времён до наших дней. Нэнси Кинуэ Сталкер (р. 1962) – профессор Гавайского университета, материалы к книге она собирала, пока много лет преподавала японскую культуру в Университете Техаса . Хронологически книга обнимает все: от обычаев доисторических времен – до молодежной культуры начала XXI века (что может заинтересовать юных читателей).

Однако, как часто происходит с такими попытками «объять необъятное», книга обладает рядом недостатков. Во-первых, она страдает от некоторого дисбаланса в охвате различных исторических периодов. Большая часть книги посвящена современности, в то время как древность и средневековье автор «пробегает» в ускоренном темпе. Подобный подход приводит к тому, что такие культурно значимые периоды, как  Асука-Нара, Хэйан или Муромати, получают недостаточное внимание. Чрезмерная концентрация на гендерной тематике также является одной из проблем книги. Практически каждый исторический период рассматривается через призму современного либерально-феминистского взгляда, что ведет к повторяющемуся выводу о «страданиях бедных японских девушек под гнетом традиций и патриархата». Хотя тема гендера важна, её всепроникающее присутствие в этой работе кажется мне излишним. Кроме того, книга неоднородна в своей подаче. В некоторых разделах делается акцент на перечислении исторических событий, при этом культурная составляющая остается на втором плане. В других главах, напротив, основное внимание уделяется культуре, но при этом отсутствует необходимый исторический контекст. Это создает впечатление некой разрозненности и несистемности. Стиль изложения материала оставляет желать лучшего, в результате книга напоминает сухой учебник для старшеклассников, Нэнси Сталкер часто перескакивает с темы на тему, да и в целом текст будто лишен вообще какой-бы то ни было эмоциональной авторской вовлеченности. Такой стиль хорош для коротенькой статьи, но выдержать 600 страниц подобной подачи сможет далеко не каждый (хотя, возможно, тут дело в переводе, один хороший профессор-японист в своей рецензии написал, что в оригинале текст всё же воспринимается лучше). Обидно еще и то, что научный редактор российского издания не потрудился дополнить список дополнительной литературы работами российских авторов. В России было написано множество качественных исследований, особенно по средневековой Японии, которые заслуживают внимания.

Честно говоря, я не понимаю, зачем в наше время писать подобные книги-справочники – те же статьи Википедии (особенно англоязычной) могут дать более исчерпывающую информацию. Не говоря уже о лекциях на Ютубе (да, там много дилетантов, но порой встречаются записи лекций хороших специалистов). В книгах жанра нон-фикшн мне нравится, прежде всего, следить за авторским ходом мысли, понимать его подходы к исследованию той или иной проблемы, получать какие-то уникальные сведения, восхищаться взглядом под необычным углом на предмет повествования. Здесь не найти больше того, что можно узнать за пару дней чтения о Японии в статьях на Вики, поэтому несмотря на в целом хороший замысел, оценка низкая (мог бы поставить ещё ниже, но все же тема Японии как ни крути мне интересна, и автор дает очень обширный список литературы на английском, и если кого-то эта книга подвигнет более глубоко изучить Страну восходящего солнца, — это плюс).