Больше рецензий

26 августа 2023 г. 12:01

188

4

Перед нами переосмысление германо-скандинавского мифа о Рагнарёке (гибели богов и всего мира). На эту историю мы смотрим глазами тоненькой девочки. Идёт Вторая мировая война, отец девочки на фронте, а её вместе с мамой эвакуировали в провинцию. Однажды мама подарила ей книгу «Асгард и боги». С тех пор мифы и реальность тесно переплелись в её сознании. Так же тесно они связаны и в тексте, не разделяясь на две параллельные линии, а сплетаясь в причудливый узор из детских наблюдений, фантазий, переживаний и мифа, который она не забывает нам рассказывать. Это – очень личная история потому, что Байетт вспоминает своё детство. Она приоткрыла мне дверь в её мир. И я с умилением и восторгом следила за тем, как в тоненькой девочке, познающей мир на фоне войны, просыпается будущий писатель. Она любила истории и сочиняла свои сказки по дороге в школу. Она любила слова и с восхищением обнаруживала связь между внешним обликом цветов и их названиями. Она с интересом наблюдала за окружающим миром. Наконец, она любила книги. «У девочки воображение было зрительное и шло от слов на бумаге – такой уж она родилась». С той же неизбежностью, с которой мир мифа двигался к Рагнарёку, Байетт двигалась к своему будущему: к тому, чтобы стать известной писательницей. Очень интересно на мой взгляд «превращение» змея в змею Ёрмунгаду. Байетт сама её определяет, как главную героиню своей книги. «Огромное чудовище» сначала предстаёт перед нами юной змейкой, которую Один сбросил в океан, окружающий Мидгард. То неугомонная, ненасытная, хищная, то вдруг свернувшаяся трогательным клубком вокруг ног отца - ей начинаешь невольно сопереживать. Но восхитила меня автор даже не изображением громадности Рагнарёка, а удивительной точностью описания жизни, которая течёт возле, внутри, в кроне мирового древа Иггдрасиль и исполинской водоросли Рандрасиль, того, что и описывать-то не очень принято: грибниц и червей, жуков и лягушек, муравьёв и улиток. Благоговейное отношение к любой форме жизни и желание поделиться этим с читателями. Байетт точно не относится к числу тех писателей, кто пишет только для себя.