Больше рецензий

23 августа 2023 г. 09:46

360

5 Исповедь эмигранта

Когда к власти в твоей стране приходят настоящие варвары, мечтающие лишь о мировом господстве, убийстве евреев и использующих всю военную мощь государства для того, чтобы вторгнуться на территорию соседнего государства, то ты сам зачастую бываешь к этому не готов. Об этом очень четко высказался Себастьян Хафнер в своей книге "История одного немца", в которой он описывает свои чувства и ощущения после прихода Гитлера в Германии, решившего раз и навсегда развеять по ветру все старые законы, постулаты, нормы и морали.

Политика нацистов заключалась в простейших низменных инстинктах, говоривших о том, что отныне вся нация будет сплоченной, возрожденной вновь из пепла и гордо несущей знамя Третьего рейха. Все мужчины, а также их женщины и дети должны разом исключить из своего рациона милосердие, сочувствие и понимание, так как по логике национал-социализма все народы существуют исключительно ради войны. Если вы этого не хотите воспринимать или действуете супротив воли главенствующей партии, то очень скоро вас либо уничтожат, либо сгноят в концлагере, но жить по-старому уже не позволят.

Всех в ружье, нужно показать всему миру. насколько мы воинственны, храбры и отважны, мы никому не дадим повода сомневаться в этом. Из всех мегафонов гремят гротескные марши, идут факельные шествия, очень быстро подменяются понятия и полным ходом идет стремительная милитаризация страны. Горе тому, кто оказался под пристальным присмотром нацистов; евреи, цыгане, русские, поляки и прочие в первых рядах ощутили на себе всю пещерную агрессию и ненависть "арийских" господ. Гитлер навязал огромному народу, подарившему цивилизации Манна, Шиллера и Гете, мысль о том, что они достойны большего, а для этого лучше убить всех остальных.

Хафнер не был согласен с такими идеями, ведь он учился и получал высшее образование, что давало ему некий барьер, границу или защиту от того, чтобы впасть во всеобщую свару и проповедовать ожесточенные и полные лютой ненависти партитуры войны. Он пишет о том, что видел сам и чему поражался, когда нацисты выволакивали спящих людей из постелей, громили еврейские магазинчики и вышвыривали низшие расы с занимаемых должностей. Это были первые отголоски навязываемой политики, где жалости и пониманию не оставалось места. У власти стоял озлобленный, обиженный и мечтающий о возможности новых побед тиран, который возжелал изменить миропорядок и сжечь полмира в огне.

То был ефрейтор, которому судьба щедро выдала фельдмаршальские сапоги, но не наделила политической проницательностью. В Германии тех лет царил сковывающий душу страх, потому что нацисты не чурались никаких грязных и кровавых методов. Поджог Рейхстага, гонения евреев, расстрел социал-демократов, убийства коммунистов и разгон независимой прессы. Отныне везде слышались крики "Хайль!" и чернели от свастик полотна знамен. Страна страшной поступью стала давить собственных граждан, наплевав при этом на их права, свободы и привилегии. Нацизм уничтожил государственность, заменив ее военной машиной, маршировкой и всеобщей военной обязанностью.

"История одного немца" охотно транслирует дух той эпохи, когда буквально весь воздух был пропитан духом обреченности. Казалось, все обволакивало тебя вязким клейстером омерзения, потому что в твои понятия о мировосприятии никак не входили натуральная злость и чужеродная маска смерти. Что делать, если об этом узнает гестапо? Как быть, если все старые идеалы растоптаны солдатским подкованным сапогом? Бежать или остаться? Вопросы, вопросы, вопросы...Они не дают покоя в такой ситуации, потому что никогда нельзя знать наверняка, что произойдет в тот или иной момент. Ведь нацизм всюду, везде и среди всех, словно тот демон, который развращает слабые души.

Хафнер объясняет, что после победы нацистов на выборах невозможно стало жить по-прежнему. Страну и до этого конкретно штормило, но немецкая нация стремительно лавировала между всеми мировыми казусами, бедами или невзгодами. До сих пор не заживала старая рана о том, что Германия проиграла Великую войну, что недавно в ней страшным ураганом прошлась невиданная инфляция, но все как-то забывалось, люди постепенно приходили к уравновешенной жизни. Все на какой-то момент забыли, что зло дремало, скапливало свои силы, лелеяло дьявольские планы и мечтало о втором тайме, реванше, готовым изменить расстановку шахматных фигур на карте Европы.

Гитлер был чумой двадцатого века, ведь от его действий погибли миллионы людей, о чем незадолго до начала Второй мировой войны кричит Хафнер. Он имел право так заявлять, потому что эмигрировал из страны, где ежедневно только и думали о том, как завоевать жизненное пространство для высшей расы. Более подробно Хафнер будет разговаривать насчет этого в книге "Некто Гитлер", а пока в данном романе рассматривается участь интеллектуального, образованного и развитого народа, угодившего в силки маньяков, душегубцев и идейных сумасбродов, поставивших смерть на конвейерную сборку.

Мы можем увидеть воочию весь тот ужас, когда идеология нацизма разорвала узы между семьями, друзьями и близкими, ведь так сложно удержаться от массового психоза, когда ты становишься белой вороной. Если об этом трещат газеты и радио, то почему бы и нам не кричать о том, что евреи должны умереть? Это страшно представить, но подобная психология проста и действенна. Пропаганда транслирует образ врага ежечасно, изо дня в день, и вот уже старые соседи поглядывают друг на друга со скрываемой ненавистью. Хафнер все это видел, он столкнулся с военными лагерями, где из будущих судей готовили тупых солдат, горланящих гимны и скабрезные шуточки, не думающих о том, что из них делают слепое оружие для вторжения.

В "Истории одного немца" главной линией проходит разговор об эмиграции, так как она видится чуть ли не единственным спасением для человека, еще не растерявшего человеческих качеств. Если ты останешься, то тебя либо оденут в военную форму и отправят воевать за фюрера, либо ты будешь расстрелян в застенках гестапо, а уж повод для этого палачи точно найдут. В стране, где еще недавно проходили спортивные и культурные мероприятия, нынешние бюргеры строчат доносы, тычут пальцами в евреев и массово зигуют, что совсем не вяжется с твоим культурным кодом. Тогда что? Уехать? Похоже на то, ведь иначе твоя жизнь и судьба окажутся зажатыми в клинче, тогда ты будешь между молотом и наковальней.

Хафнер уедет не из-за трусости, хотя страх за свое будущее у него был, это вполне вероятно. Однако он не мог больше оставаться в родной стране, ставшей для него агрессивной средой, потому что у него была жена-еврейка, которую могли насильно отправить в газовую камеру. Неужели ради этого стоит держаться за старые истины, от чьих образов остались лишь бесполезные воспоминания, что тяжелым грузом лежат на сердце? Их не превратишь в оружие, ими не разжалобишь души тех, кто сжигает в печи сотни тысяч человек в год. Нацизм тем и опасен, что превращает своего носителя в бесчувственного и черствого человека, который принимает на веру многие факты, а также готовый в любую минуту умереть за фюрера.

Это ли нужно было молодым людям в то время? Война, оружие и культ смерти заменили обычную жизнь с ее радостями. Хафнер отчетливо говорит о том, что фанатикам ты будешь нужен лишь как слепая единица, что функционирует лишь до определенного момента. Они пожертвуют тобой как пешкой при гамбите, а у тебя против них не будет никакого оружия. Заведомо зная, что он проиграет, Хафнер решает уехать и спастись, потому что других методов уже не осталось. Он называет это дуэлью, где одной из сторон выступает злое, исступленное и мрачное государство, в арсенале которого много инструментов, способных разорвать тебя на куски. У тебя столь больших рычагов на него никогда не будет, поэтому выбор нужно делать прямо сейчас.

Итог: эта сильная, безжалостная и кропотливая книга не дает спасительной надежды, потому даже ее автор смотрит за горизонт со значительной долей опасения. Хафнер из глубины двадцатого века предупреждает нас о том, чтобы мы были осмотрительнее, не поддавались пропаганде зла и кошмара, а также не спускали на тормозах политическую жизнь страны. Если свободу подменяют на стабильность и воинственный оммаж, то что-то здесь не чисто, кто-то кого-то решил обвести вокруг пальца, поэтому держите хвост по ветру. Ведь иначе к власти придут испачканные, замазанные кровью и бандитизмом люди, чье самолюбие будет уже уязвленно, что впоследствии может привести народ к гибели или изгнанию с насиженных мест.