Больше рецензий

21 августа 2023 г. 11:24

224

5 Одно из лучших произведений о Сталинской эпохе

Перед тем, как начать писать о своих впечатлениях об этом произведении, скажу пару слов о том, как вообще «пришел» к этой книге. Я не то чтобы сильно увлекался творчеством А. Рыбакова. Наоборот, в детстве мне задавали прочитать его «Кортик» и «Бронзовую птицу», в которых я тогда не увидел ничего, кроме пропаганды советских ценностей и обличения карикатурно злого царского режима. И вот, спустя много лет, Рыбаков снова появился в моей жизни. Я покупал книгу в подарок своей девушке, она состоит в сообществе любителей русской литературы, и там в то время шло активное обсуждение «Детей Арбата». Книга удивила своим размером – томик, включающий все книги цикла, насчитывал больше 1200 страниц. Я полюбопытствовал и открыл случайную страницу книги (ближе к концу), и меня увлек рассказ о событиях, предшествующих Второй Мировой войне. Необычным в нем было то, что повествование велось от имени Сталина. Это был первый раз на моей памяти, когда он выступал полноценным персонажем. художественного произведения. В общем, решил купить книгу и ознакомиться с ней лично.

Структура романа
Одной из особенностей романа является то, как постоянно меняется перспектива: события описываются как с точки зрения героев из «народа», так и партийной верхушки (в том числе самого Сталина). Таким образом, читатель проникает во «внутреннюю кухню» советской политики, прослеживая, что стоит за тем или иным решением Партии и Сталина, одновременно чувствуя себя «маленьким человеком», на котором отражаются те или иные политические решения. Читатель как бы все время переключается между микро- и макро- уровнями советской жизни. Это показалось мне необычным, ибо в русской литературе обычно повествование ведётся от лица «маленького человека», заброшенного в непростые обстоятельства и вынужденного как-то выживать в несправедливом мире. Рыбаков мастерски иллюстрирует, как решения, кажущиеся далекими и абстрактными на уровне государственного руководства, становятся ощутимыми и порой жестокими реалиями для простых людей. Каждое решение, принятое «наверху», как волна, распространяется по всему обществу, превращаясь в конкретные испытания, лишения и трагедии для отдельных персонажей. Такой подход делает роман Рыбакова не просто историческим повествованием, но и глубоким анализом социальных последствий политических решений.

Герои (подробно расскажу лишь о некоторых)

Саша Панкратов
Саша занимает центральное место в романе и представляет собой разочарованную молодежь Советского Союза. Вначале он изображен как идеалистически настроенный молодой человек, горячо верящий в идеалы и обещания Коммунистической партии. Развитие его характера имеет огромное значение для повествования, поскольку мы видим, как он превращается из восторженного сторонника СССР в разочарованную жертву спорных решений политического руководства. Трансформация начинается с того, что его несправедливо ссылают в Сибирь из-за неправильно понятой шутки в стенгазете. Эта ссылка служит метафорой абсурдности поводов для преследования многих советских граждан при Сталине. Несмотря на подобную перемену мировоззрения, Саша всегда отстаивает своё мнение и свои принципы. Просто вначале ему казалось, что «его» правда и взгляды советской власти совпадают, но когда он обнаружил фундаментальные противоречия между своими идеями и видением руководства, Саша не пошел против себя и своих принципов. Мне этот персонаж казался чересчур идеальным: идейный, не даёт товарищей в обиду, готов помочь хорошим людям где бы они ни были, любит и уважает свою маму Софью Александровну… Но всё-таки был в нём, пожалуй, один недостаток, и это отношение к женщинам. Не буду портить впечатления от сюжета, но всю книгу он относится к женщинам несколько потребительски, считая, что его «грешки» с разными девушками простительны, а вот его Любовь должна ждать его чистой и непорочной. Это не мешает считать Сашу положительным персонажем, но помогает не превратить его в ходячее клише «супергероя».

Варя Иванова
Персонаж Вари также тесно переплетается с политическим ландшафтом того времени. В отличие от Саши, варя в молодости предпочитала не интересоваться политикой. Во многом она делала это в противовес свой сестре Нине, заядлой стороннице партии. На первый порах её протест носил, скорее, характер подросткового бунта. Она не хотела «ходить строем», а жизни простого советского рабочего она предпочитала блеск ресторанных бокалов, обилие нарядов и весёлые тусовки в богемной среде. Изначально от этой жизни её не отвратил и арест Саши. Она считала его слабаком, который покорился обстоятельствам и встал в один ряд со «стадом». Однако вскоре Варя разочаровалась в богемной жизни, она поняла, насколько пустые и глупые люди её окружают на примере Кости, ушлого бильярдного игрока, который покорил сердце тогда ещё глупенькой и неопытной Вари. Он не видел в Варе личности, осыпал дорогими подарками, воспринимая её как один из своих красивых «трофеев». Когда Варя поняла, кем является Костя на самом деле, она от него ушла, пускай это и означало возвращение в ряд «обычных» людей. Началась трансформация её личности, и она поняла, что Саша не был виноват в том, что с ним случилось, виновата система и политические решения отдельных лиц. Вообще, героиня Вари для меня олицетворяет правдоподобное развитие сильной личности. Человек крайне редко изначально обладает «правильными» качествами: добротой, самоотверженностью, милосердием, эмпатией, бескорыстием. На примере Вари Ивановой мы видим, как на своих пробах и ошибках из бунтующего подростка, которого ни во что не ставят и считают красивенькой куклой, вырастает личность с мощной силой воли и хорошо развитым чувством ответственности. Жаль, что нежелание Саши Панкратова хоть в чём-то уступить своим принципам помешало двум героям быть вместе.

Юрий Шарок и Вадим Марасевич
Неслучайно я объединил этих двоих, ведь Юра и Вадим – те герои, которые вписались в систему, в противовес Саше и Варе. Но всё же произошло это по разным причинам. Юра – персонаж изначально беспринципный и ищущий везде выгоду. Своих родных он не любил, девушек ни во что не ставил (чего стоит только история с беременной Леной Будягиной!). Именно такие люди нужны были органам НКВД: агент этой структуры должен делать все, что прикажут, вне зависимости от своих принципов и идеалов. А еще лучше, чтобы их и вовсе не было. Шарок отлично подошел и хорошо продвинулся по карьерной лестнице от простого следователя до важного информатора во Франции.
У Вадима история немного отличается. В отличие от Юры, он с детства принадлежал к элите. У него было все: известный отец, квартира в центре Москвы, доступ ко вкусной еде, возможность получить лучшее образование, связи и знакомства. То, что Вадим впоследствии стал писать статьи в литературных журналах по «указке» НКВД объясняется не его беспринципностью (до встречи с агентами он слыл действительно талантливым критиком), а страхом потерять комфортную жизнь и попасть под маховик репрессий. В конце-концов, Вадим, как и Шарок, приспособился и выбился в «любимчики» власти.

Сталин
Изображение Сталина в "Детях Арбата" отходит от упрощенных представлений и углубляется в психику лидера СССР, раскрывая многогранность его характера. На протяжении всего романа Рыбаков использует внутренние монологи, чтобы дать читателю представление о мыслительных процессах Сталина. В этих монологах показан лидер, страдающий паранойей и постоянно опасающийся угроз, как со стороны своего окружения, так и со стороны народа. В этих фрагментах читатель видит, как Сталин оправдывает самого себя, демонстрируя согласованность своих жестоких действий со своим видением советского государства. Рыбаков не оправдывает Сталина, но придает его решениям контекст. В романе Сталин действует не из чистой злобы или жажды власти. Напротив, он искренне верит в необходимость своих действий для сохранения советского государства и готов на любые жертвы ради своего видения успешного будущего СССР. Он видит себя хранителем революции, и эта его роль сопряжена с тяжелой ответственностью за принятие сложных решений. Даже если эти решения связаны с чистками, расстрелами и массовым террором, Сталин убеждает себя в том, что они необходимы для общего блага. Наряду с паранойей и безжалостностью, в Сталине Рыбакова раскрываются и иные чувства, присущие живому человеку. У него есть сомнения, страхи и даже сочувствие к другим одиноким существам. Эти проблески человечности не умаляют ответственности Сталина за его решения, а скорее показывают его как реального человека, а не персонажа страшилок и анекдотов.

Книгу Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» можно назвать монументальным произведением в области исторической прозы, которое напоминает мне такие шедевры, как «Море изобилия» Юкио Мисимы или «Последнего императора» Бернардо Бертолуччи. Подобно этим титанам жанра, Рыбаков создает грандиозное по масштабу повествование, погружаясь в социально-политические хитросплетения своей эпохи, раскрывая истории людей и разрушительные последствия жизни при Сталине. Наблюдая за героями – от обычных людей до политических гигантов – мы ощущаем страх, любовь, надежду и отчаяние. Подобно поэтическому исследованию Мисимой истории Японии через призму буддийской реинкарнации или кинопортрету жизни последнего китайского императора, Рыбаков проникает в самое сердце печальных событий, определивших судьбы поколений советских людей. Однако то, что действительно ставит «Детей Арбата» на одну ступень с другими большими произведениями жанра, – это искусное очеловечивание эпохи, которую часто сводят к статистике и политической риторике. Сталин, часто очерняемый в литературе, изображается Рыбаковым многомерно, создавая в сознании пугающий и в то же время человечный образ. Единственным серьезным минусом книги мне видится неподробное освещение событий Великой Отечественной. А ведь этот период для советского государства (и для героев), на мой взгляд, даже более важен, чем пресловутый 1937й. Тем не менее, моя оценка – 5 баллов!