Больше рецензий

FokinSerge

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2023 г. 18:11

620

5 Привлекательно-загадочные маски

Эту книгу я уже читал. Но тут возникла по работе необходимость обратиться к ней. Открыл и зачитался. Очень интересная и познавательная книга, написанная в научно-популярном стиле для широкого круга читателей. Богато иллюстрированная в цвете. Поэтому, не смотря на объем и формат, монография читается быстро.

О чем книга?На берегах Енисея на юге нынешнего Красноярского края и Хакасии с I в. до н.э. по VI-VII вв. н.э. существовала культура местных племен, названная таштыкской. Ее главной отличительной чертой стал оригинальный и самобытный погребальный обряд, не находящий даже близких аналогий на всем евразийском континенте. Коротко объясню специфику. Умершего человека захоранивали временно в условиях, когда тело не столько разлагается, сколько мумифицируется. Дойдя до «кондиции», труп помещали в кожаную полноразмерную куклу, набитую травой. Особое внимание уделялось голове. Ее оборачивали в шелк и кожу, а сверху из глины и гипса лепили маску, которую раскрашивали. Вопреки до сих пор распространенному мнению, маски не отражали портретичные черты умершего, хотя были всегда индивидуальны.
картинка FokinSerge
Какое-то время (возможно не один год) кукла пребывала в доме с живыми родственниками, после чего наступало время окончательного погребения. Ее хоронили, либо с ближайшими родственниками в небольшой грунтовой яме, где делался бревенчатый сруб, либо в коллективном склепе, где число таких кукол могло достигать сотни. Склеп делался из бревен, обкладывался целой стеной из камней. И в случае могил, и в случае склепа крыша создавалась из нескольких рядов лиственничных бревен, между которыми прокладывалась береста. Все это засыпалось землей и поджигалось. Чтоб сгореть остаткам тел, температуры, при ограниченном доступе воздуха, не хватало. А вот сами куклы и другая органика, включая маски, обычно сгорали. Но иногда складывались такие условия, что маски только обжигались, благодаря чему сохранились на тысячелетия, попав теперь в руки археологов. Что касается грунтовых могил, то порой в силу ряда климатических свойств региона и сухости почв, до нас дошли не истлевшими не только куклы, но и деревянные артефакты и сами конструкции могил. На приведенном фото вы видите посуду, которой 1600 – 1700 лет.
картинка FokinSerge
Конечно, культура и погребальный обряд со временем менялись. Тела стали полностью сжигать, зашивая прах во все те же полноразмерные куклы. А потом и вовсе делая небольшой берестяной туесок с кальцированными косточками. Но неизменным оставались маски. Когда отказались от кукол, стали делать глиняные бюсты, куда внутрь вставлялся туес с прахом.
картинка FokinSerge
Первые таштыкские маски были найдены в 1883 г. и уже тогда произвели фурор в российской археологии. Первооткрыватели – сибирские археологи А. В. Адрианов и Д. А. Клеменц стали известны на всю страну, получив статус почетных членов императорских археологических обществ Санкт-Петербурга и Москвы. К слову Д. А. Клеменц был ссыльным народовольцем. Когда срок ссылки истек, он отказался уезжать из Минусинска, посвятив себя науке. Но он все-таки вернется в столицу в качестве директора музея Русского музея Императора Александра III, ныне Российский этнографический музей. Вот такая поистине счастливая и блистательная карьера и жизненный путь, хотя начало было далеко не обнадеживающим. Эти загадочные артефакты можно лицезреть не только в краеведческих музеях Абакана и Минусинска, но и в Государственном историческом музее в Москве и в Эрмитаже в Петербурге.

Кто автор?Эльга Борисовна – питерский (ленинградский) специалист археолог, посвятившая всю свою жизнь изучению древностей Минусинской котловины. Основным ее научным интересом стала таштыкская культура. Ей удалось раскрыть массу тайн, связанных с погребальной обрядностью таштыкцев и их масками. Под конец своей жизни она успела написать фундаментальный научный труд о таштыкской культуре и вот эту книгу. Стоит отметить, что Э. Б. Вадецкая специально решила ее публиковать в красноярском издательстве, чтоб больше местного населения было знакомо со своей древней историей. Электронную версию книги в хорошем качестве можно свободно скачать из ресурсов интернета.

Почему стоит читать эту книгу?Многие люди, в разной степени интересующиеся историей, основное свое внимание обращают на викингов, древних египтян, цивилизации Междуречья или Мезоамерики, мало находя для себя привлекательного в российских древностях. Разве что уделяя некоторое внимание славянам. Но на деле, на обширных просторах России жила масса народов, оставивших от себя такие культурные следы, которыми тоже можно восхищаться. Таштыкская культура – в частности.

Комментарии


Интереснейший материал. Спасибо!