Больше рецензий

29 января 2023 г. 20:17

398

5 Жизнь в искусстве и искусство в жизни


Попугай Флобера – третий по счету роман видного английского писателя-постмодерниста Джулиана Барнса. За эту работу, кстати, писатель был номинирован на Букеровскую премию. В начале книги мы знакомимся с Джеффри Бритуэйтом - английским доктором, большим любителем Флобера. Оказавшись на пенсии, он отправляется в путешествие по Франции, по местам, имевшим важное значение в жизни писателя, и параллельно ведет заметки о его творчестве и жизненном пути. Поначалу кажется, что читаешь немного необычную документальную прозу, но постепенно, с большой осторожностью, Барнс начинает вводить в книгу новые сюжетные линии. 

Барнс педантично изучил биографию Флобера и при этом сумел отразить личность писателя без прикрас. От этого роман становится только интереснее, потому что ты читаешь не по-научному строгое перечисление фактов из жизни автора «Госпожи Бовари», а видишь настоящего человека со своими слабостями, пороками и страхами. Одновременно Барнсу удалось привнести исторический и философский элементы в роман, ибо Флобер, представлен как дитя своей эпохи, но дитя разочарованное и в каком-то смысле циничное. Однако и этому цинизму, и другим недостаткам писателя есть оправдание и Барнс от лица Бритуэйта в одной главе пишет защитную речь, по-британски саркастичную и остроумную. 

Самое интересное лично для меня то, как плавно и естественно Барнс раскрывает сюжетную линию самого Бритуэйта, чей рассказ о своей супружеской жизни словно стал подтверждением проницательности и гения Флобера. И Бритуэйт, как часто делают читатели, сопоставляет и сравнивает личное и произведения любимого писателя, таким образом, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. 


В общем, получился роман в биографии, где вымысел и реальность тесно переплетаются, заставляя читателя гадать: искусство отражает жизнь или наоборот?


Кстати, у меня весьма непростые отношения с французской литературой, я читала несколько лет назад «Госпожу Бовари», и мне совершенно не понравилось, но благодаря роману Барнса появилось желание всё-таки перечитать это произведение и, может, даже более подробно познакомиться с творчеством Флобера.


Не ответила на главный вопрос: почему именно попугай Флобера? Дело в том, что в самом начале книги Джеффри Бритуэйт находит попугаев в двух разных музеях, представители каждого из которых утверждают, что именно их экспонат когда-то стоял на письменном столе Флобера. Но в конце выясняется, что, вероятнее всего, ни один из попугаев никогда и не принадлежал писателю, хотя Флобер упоминает о нем в письмах к друзьям. Барнс дразнит читателей, на этом примере он показывает: мы никогда не сможем узнать наверняка, что из рассказанного о жизни писателя было правдой, а что - всего лишь фантазией.


Источник