Больше рецензий

10 июня 2022 г. 15:21

182

5

"Власть и тело" - междисциплинарное исследование доктора философских наук Марии Рахманиновой о власти, поиск реального содержания этого повсеместного, но неуловимого фантома; если его и можно как-то поймать, то с помощью категории тела – того созданного властью пространства, на котором она записывает свои указания.

Звучит, конечно, как нечто сродни битве с ветряными мельницами – бессмысленно и даже смешно. Всем же и так понятно, что имеется в виду, когда говорится о власти. Но попробуй внятно объяснить её содержание существу с другой планеты, и застрянешь в постоянных пояснениях, что, например, правительственная власть – одно, патриархальная – другое; что кто-то будет трактовать её в позитивном ключе, как влияние или управление, кто-то – исключительно негативно, как принуждение, манипуляцию. Неизменным будет пожалуй только признание самого факта её незримого присутствия в жизни как частной, так и общественной; и, конечно, непосредственное её воздействие на то, как эта жизнь протекает. Пока такие фундаментальные понятия не будут отрефлексированы, пока они будут неразобранными, принятыми на веру как само собой разумеющееся, – мы обречены из раза в раз воспроизводить один и тот же способ жить, совершать те же ошибки.

Власть невозможно описывать нейтрально: существующие способы описания либо оправдывают необходимость властных отношений для контроля и организации сообщества, чтобы, например, предотвратить "войну всех против всех" и держать в узде заведомо "греховного" человека (апологетический подход), либо относятся к ней критически, проявляя тем самым все проблемные места властных отношений (анархистский, или акратический подход). И лучше исследователю сразу признаться (себе самому прежде всего), из какой позиции ты проводишь анализ; для Марии Рахманиновой более продуктивной видится критическая позиция. Поэтому на протяжении всего исследования нещадно наблюдаешь, как всесторонне и масштабно властные отношения проникли в нашу жизнь, какие жёсткие условия для существования формируют. И какими необязательными, не "природно-заданными" эти условия на самом деле являются.

Власть берёт себе исключительное, сакральное право на то, чтобы устанавливать истину и отвергать тех, кто этой истины не придерживается (у нас – логос, у вас – мнения и фейки). Власть устанавливает, чего следует желать, к чему стремиться; с её подачи включается механизм бесконечной гонки потребления; в ракурсе биовласти декларируется, кого и как любить (инвестировать в "жизнь" - инвестировать в население). Осуществить себя как человека можно только проявив себя политически, иначе ты "нецивилизован", то есть твой статус "снижается" до звериного. Рассеянность власти и неотвратимость включения каждого индивида во властные отношения ужасает; но чтобы иметь возможность этому сопротивляться, если не всего из вышеперечисленного устраивает, нужно выяснить, как власть находит своё воплощение, где то пространство, в котором она выводит себя в реальность.

Пространство это – тело. То, которое ещё от Платона и христиан противопоставляется некой "душе", отторгается от неё, становится объектом. Вот к этому-то объекту власть и направляет все свои силы: сначала она называет тела, даëт имена (гендер, национальность и проч.), потом декларирует, каким этому телу следует быть и чего желать. Вот и всё, вот ты и встроен во властные отношения. Правда, тебя ещё могут лишить голоса как Другого, лишить возможности даже описывать свой собственный опыт. Да и вряд ли при таком раскладе, ты можешь себя самого (без декларативных и сконструированных властью описаний) хотя бы распознать – взгляд со стороны, извне эпистемы почти невозможен.

Хотя способы, пусть и весьма энергозатратные, есть. Главное - выстраивать свою субъектность изнутри, исходить из самого себя. Можно ускользнуть от власти, можно возмутиться и взбунтоваться, пережить и отрефлексировать свой опыт, выражать себя через любовь или искусство. Главное, оставляешь за собой право выбора, кем тебе быть и как тебе жить; "тело" и "душа" снова становятся единым "я", которое может проявлять себя в соответствии со своей собственной волей.