Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2013 г. 13:34

430

Будем смотреть правде в глаза: творчество человека, который если и не был родоначальником, то уж точно стоял у истоков Российской словесности, едва ли будет интересно читателям нашего времени. Отчасти потому, что жития, являющиеся в былые времена важным предметом семейного чтения, ныне уже не трогают сердца людей (за исключением разве что определенной части христиан), а отчасти потому, что люди редко ценят золото своей земли: забыты Нестор и Ломоносов, забыты интересные сказки народов России, многие забыты, зато все восхищено смотрят на Борхеса и прочих, будто бы от их тепла возрастала наша земля. А пока смотрят на чужой огород - свой пропадает.
Человек, написавший отзыв на творение Нестора, вынес ему практически безжалостный приговор: "Будет интересно только историкам". Я бы хотел показать вам, что это не так. Летающую высоко суть произведения я пригну к земле и постараюсь показать, что сможет найти здесь сторонний читатель, вовсе не заинтересованный в лицезрении тех или иных благочестивых примеров. Это не простое предприятие, но я постараюсь. Только хочу попросить: если вы всё-таки возьмётесь прочесть, то включите всё своё воображение, представьте образы людей, о которых рассказывается, вникните в их чувства и то, о чём я буду говорить станет более понятным.
Для начала можно вспомнить тему патриотизма. Автор просит святых не забывать своё земное отечество и молиться о том, чтобы оно жило во все века и во все века попирало врагов своих, а всякая беда проходила стороной, не терзая народ его.
А вот ещё грань: многим сейчас стал любим жанр, так называемой, семейной саги. Но какая выдумка сможет сравниться с семейной драмой реальной жизни? Смотрите: у князя Владимира было 12 сыновей от разных женщин и двое из двенадцати - Борис и Глеб. Брат же князя Владимира - Ярополк, польстился на красавицу гречанку, которая была монахиней. Поддавшись собственной страсти он расстригает её и взяв в жены зачинает сына - Святополка, будущего убийцу Бориса и Глеба. Будучи ещё язычником Владимир убивает брата и овладевает его (уже беременной) женой. А родившегося Святополка Владимир невзлюбил. Вот и стал Святополк не любимым сыном не своего отца. По его приказу убивают Бориса и Глеба, но за них Святополку отомстили сполна. Рассудите сами, есть ли в приведённом отрывке драма, тот самый, пресловутый, накал страстей?
Нужно ещё не забыть о корыстных политических мотивах.
А кто из нас не любит тонкий психологизм? Да такой нам подайте, чтобы и чувства героев были вывернуты наизнанку. Но обнажение души - не традиция древности. В тексте читатель сам должен понять чувства героя, а для этого ему в помощь даётся внешнее выражение этих чувств и, порой, мысли. И это хорошо видно: Борис, узнав о смерти отца и корысти брата вдруг слабеет телом и можно даже предположить, что у него подкашивались ноги, лицо его намокло от слёз и говорить он был не в силах - вот внешнее выражение. А посмотрите какие пламенные речи говорил он в сердце своём: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать прекрасные твои седины. О блаженный, помяни меня в месте упокоения твоего! Сердце мое горит, душа мой разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль.".
Постарайтесь понять чувство Бориса - и вы увидите, сколько здесь страшной боли. Когда собака возвращается и видит мертвых щенков она начинает страшно, заунывно выть. Её стенания всем глупы и непонятны, но в них сконцентрирована вся её боль.
А когда братья, приняв свою судьбу, решают не противиться брату и принять свою смерть? И Борис и Глеб благодарят Бога за то, что Он удостоил их мученического венца. Они просят сил, чтобы пройти этот путь. Но одно дело встать на этот путь, а другое удержаться на нём. И они часто плачут, плачут о своей юности, о предательстве, им страшно и одиноко. Посмотрите как часто эти чувства сменяют друг друга! Радость и боль сплетаются и одновременно борются друг с другом. А вдумавшись в это, постарайтесь представить как разрывала эта борьба сердца ещё совсем юных князей.
Во всей совокупности рассказанного в совершенстве раскрывается тема борьбы добра и зла. Но это нельзя почувствовать, если смотреть на житие брезгливым взглядом. Если же уйти от гордости, то здесь обнаружится много пищи для размышлений. Жизнь, смерть, преданность, вера, родственные связи, родина, путь человека в этом мире, история - лишь краткий список.
Вот пожалуй и всё. Это лучшее, что я мог сделать. В завершении могу сказать, что при медленном, вдумчивом чтении, с воображением, с чуткостью читать это очень интересно и очень здорово, это нужно читать, к этому нужно возвращаться. Нужно. Хотя бы потому, что не может быть здоровой листвы при отмирающем корне. А вы говорите историкам...