Больше рецензий

mamamalutki

Эксперт

по веселеньким пересказам

20 февраля 2022 г. 15:30

262

3.5 Давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс?

"Над тобою, жизнь, я, поэт, воздвигну творимую мною легенду об очаровательном и прекрасном."
Первая часть ("Капли крови") начинается, как абсолютная пастораль. Обнаженные сестры Елисавета и Елена купаются в реке, а юный гимназист подглядывает за ними из кустов. Долго, томно живописуется и само купание, и тщательное одевание, и жаркий полдень, и неторопливая прогулка по лесу. Немного заплутав, сестры встречают странных детей и их учительниц - они босые, естественные и золотоволосые. Редкий роман начинается с описания рая - что ж, "Творимая легенда" явно из их числа. Этой школой, в которой нет места насилию и принуждению, владеет некий господин Георгий Триродов, человек мудрый и ученый. Сологуб очень трогательно и забавно описывает таланты героя, с ребяческим восторгом литератора, далекого от химии, физики и биологии. Благодаря восхищению автора, герой вышел этаким алхимиком, которому оживить мертвого, превратить человека в песок, наладить беспроводной телеграф или сделать своё жилище невидимым - задание отнюдь не сложное; причем нет здесь никакого волшебства - одна сплошная наука. Триродов - сверхчеловек, поэтому, безусловно, поругаем, осуждаем и ненавидим обывателями - среди которых как дворянство и духовные лица, так и пролетарии.
Во время прочтения второй части ("Королева Ортруда") возникает ощущение, что это то ли рыцарский роман, то ли "Король Лир", то ли вообще что-то из сказаний про короля Артура - так часто королева Ортруда заламывает руки, так многословно говорит, так старомодно страдает. Вот уж кто совершенно точно отрёкся от всего наносного - на протяжении всей истории королева Ортруда постепенно раздевается и сливается с природой. Это самый долгий и замысловатый стриптиз, который можно себе представить. Ближе к концу своей короткой жизни королева ходит абсолютно голой, обнажает своих фрейлин и даже заставляет одну из любовниц своего мужа написать картину, где голая Ортруда позирует с другой голой любовницей всё того же мужа. Несмотря на то, что Сологуб почти напрямую описывает лесбийский секс, всё-таки нагота здесь имеет не эротический характер, а очистительный, освободительный. Не имея возможности скинуть с себя королевский венец, Ортруда скидывает одежды и становится не городской сумасшедшей, как все мы могли подумать, а горной феей, вдохновляющей подданных на революцию буквально против себя самой. Гибель Ортруды очистительна уже в прямом смысле - ведь она вскрывает пороки высшего общества, обман и уверения в безвредности ожившего вулкана, она приезжает на остров, чтобы встретить свою смерть.
Между первой и второй частью словно нарушен некий баланс. Сначала можно предположить, что вторая часть - мир грез, где царствует то ли русалка, то ли королева гномов (недаром живет - именно ЖИВЕТ, просыпается, обретатет силу - Ортруда только в гроте). Можно даже воспринять это как роман в романе (как, к примеру, у Булгакова мастер писал роман, уходя в него от голода, ужаса и возможных репрессий). Однако, когда абсолютно живой, из плоти и крови, Триродов всё-таки появляется в королевстве Соединенных островов, делая это государство реальным, ("Дым и пепел"), читатель испытывает недоумение. Словно в этот момент рушится мистика первой части романа (чего стоит только секретный грот, невидимый обычному глазу, ведущий в дом Триродова - как бы здорово он метафизически пересекся с тайным гротом, где предавалась раздумьям королева Ортруда). Теперь мы не понимаем героя - как же так, видя всю грязь любой власти - государственной, черносотенной или пролетарской - он вдруг уверовал в то, что сможет создать утопически совершенное государство просто своей волей? Триродов снисходительно ухмылялся буквально всю первую часть книги, благодаря чему дал понять читателям - у него есть мечта о счастье, безусловно, есть - однако он видит ее абсолютную неосуществимость. Собственно, в этом дуализме и есть сама суть Триродова. Жить великими идеалами, зная, что в реальной жизни твой удел - обыденность. Для чего же он приехал на эти острова? Ведь Сологуб долго описывает, что Триродов вполне мог бы полететь на Луну, его сферический чудо-механизм научился преодолевать земное притяжение (и, видимо. синтезировать кислород). Он долго утешал свою Елисавету - дескать, я способен и на Луне обеспечить нам сносное существование. И вдруг - всё-таки прилетает на эти мещанские острова. Неужели даже такой сверхчеловек слаб и хочет власти? Или же он стремится к подвигу, который заранее обречен на провал - но не может остаться на месте, ведь для него это смерть. Хотя нет, смерть для Сологуба - что-то светлое, мистическое, притягательное, она идет рядом с жизнью, делая ту интереснее, ярче. Получается, что остаться в старом мире (в предреволюционной России) для Триродова намного ужаснее смерти. Поэтому он убегает туда, где считает себя нужным (до нескромного нужным - шутка ли, царствовать собрался). Самому же Сологубу не удалось покинуть Россию, а после трагической гибели супруги не было уже и стремления - поэтому, может быть, и мечта о далекой жизни такая нечеткая, неконкретная - дескать, мне бы уехать - а там уж буду королем, не меньше.

Огненные буквы на вечерних облаках возвестили:
- Король Георгий, королева Елисавета и наследный принц Кирилл спаслись и приближаются к Пальме на воздушном корабле."

Комментарии


Красиво)