Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2021 г. 23:41

1K

5 Властвует рок над смертными и над богами (с)

Роман Мадлен Миллер «Цирцея» - чудесный перевертыш, косплей древних мифов и «Одиссеи» Гомера, придавший этим замшелым текстам современное звучание. А автор такая же волшебница, как и ее героиня. Той была дарована способность преобразовывать живую материю, а автору удалось превратить злобную колдунью с мрачным даром - в тонко чувствующую женщину, прямодушную, смелую, ранимую, с сильными страстями, откровенностью и неуверенностью в себе, чертами, присущими смертным, не богам. Здесь, по правде сказать, автор чуть было не превратила свою героиню в древнегреческую феминистку, но, к счастью, удержалась от гиперболизации, и её история осталась интересной и увлекательной, такой, в которую хочется верить. Написанная ярким, образным языком, не уступающим своей мифологической первооснове, книга увлекает нас в мир немыслимо древний, ставший после чтения чуточку ближе.

«Когда я родилась, имени для мне подобных еще не существовало», - начинает свой рассказ дочь бога-солнца Гелиоса и нимфы Персеиды. Дворец, где она росла - «диво дивное – помещался в недрах земли. Залы с высокими сводчатыми потолками украшала позолота, каменные полы сгладились за сотни лет под ступнями богов. По комнатам разливалось тихое журчание реки Океана, питавшей все пресные воды мира…» Многочисленные нимфы и младшие богини населяли его. Её назвали Цирцея (ястребом) из-за цвета глаз – желтых, как у ястреба и тонкого, не божественного голоса, голоса смертного, как ей было сказано. Она, хоть и была первенцем, в любимицах у Гелиоса не ходила. Хотя ждать от него любви было бы опрометчиво, ее отец, как она скажет позже, «… был как арфа с единственной струной, настроенной на одну лишь ноту – себя самого».

А еще она совсем непохожа на свою многочисленную родню, ей претит бесцельное времяпрепровождение в пирах и любовных играх в чертогах дворца Океана, она хочет знать, зачем появилась на свет. Еще ребенком, единственная из всех небожителей, она проявит сочувствие к страданиям Прометея, смутно догадываясь о своем с ним родстве не только по крови, но и по духу.

Мойры не напрасно наделили ее высоким, почти человеческим голосом и повышенным интересом к смертным. Не найдя любви в семье, она ищет утешение в объятиях простого рыбака, но Главк, которому она отдала свое сердце, страдает от своей смертной природы, и она решается на попытку превратить его в бога и … это ей удается. Она-то думает, что всё дело в волшебной траве, но, когда ее любимый, обожествившись, сразу же сменил ее на красавицу Сциллу, она из ревности превращает свою соперницу в морское чудовище. Когда боги поймут, что дети Персеиды получили от Мойр страшный дар – способность превращения живой материи, Цирцею от греха подальше отправят на остров Ээя, где её одиночество обеспечит им безопасность.

А дальше ей придется самой строить свою судьбу, и сначала будут тоска от одиночества, преобразованная позже сильной волей в труды и заботы. Приручение зверей, живущих на острове, работа в огороде с травами, усиливающими ее магию, она даже освоит ткацкий станок, подаренный ей Дедалом. И тогда ее одиночество начнет рушиться. Сначала неугомонный Гермес будет навещать ее из любопытства, ожидая увидеть ее сломленной и ошибётся. Потом Пасифая, сестра, пришлет за ней строителя Дедала, приглашая на Крит помочь с родами младенца, которого позже назовут Минотавром. Язон и Медея, возвращаясь из Колхиды, будут просить у волшебницы «катарсис», очищение от братоубийства. Разъяренный Ээт, ее родной брат и правитель Колхиды, примчится за ними, но уйдет ни с чем. А потом и хитроумный Одиссей, возвращаясь из повергнутой Трои, попросит приюта и счастливо избежит участи своих предшественников, за свое развязное поведение превращенных в свиней и даже замолвит словечко за своих друзей. И останется у волшебницы гостить на год, а уезжая, не будет знать, что оставил свою возлюбленную уже не одну. И расплата за это им обоим будет божественно лютой.

Стучит, стучит ткацкий станок колдуньи и ткется ткань мифа, подобная рисунку меандра, где один миф цепляется за другой, а тот за следующий, как в этом орнаменте, выражающим непрерывность движения, течения времени и самой жизни и который древнее самих богов.

Актуальность романа Миллер в том, что ее героиня, по сути, решает те же вопросы, которые продолжают волновать нас сегодня – как обрести себя, как не потеряться в этом мире, где никому нет до тебя дела, как избежать одиночества и не потерять при этом свою суть, достоинство и самобытность. Как стараться не допустить потерь и как их пережить, когда они все-таки происходят. И о том, что мы всегда должны отвечать за последствия своих поступков.
Жаль только, что преобразившись в смертную, богиня не сохранила и не передала своим потомкам по женской линии способность в момент наивысшей опасности превращать в полезную скотинку своих обидчиков. Очень бы это им пригодилось в будущем)) Чудесная книга! Читайте!

картинка tatianadik

Прочитано в рамках игр:
"Вокруг света с Иваном Крузенштерном" - Дипломатический паспорт,
для подборки "12 подвигов" в клубе "Меч и Магия" и
на стройке Книжного государства в команде "Стройотряд КЛУЭДО" в составе Оли Penelopa2 , Вики SantelliBungeys , Наташи thali и Юли Uchilka