Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

5 ноября 2021 г. 23:30

2K

3 Спойлер Я угодил в приют из второразрядного фильма ужасов

Начало моему знакомству с "Облачным атласом", как явлением, было положено одноимённым фильмом 2012-го года, просмотренным мною, наверняка, в первые недели премьеры. Я тогда любила всякое "высокоинтеллектуальное", вроде "Господина Никто", "Начала", "Амели", "Эквилибриума", "Эффекта бабочки" и прочей артхаусной (и не очень) белиберды.
Сказать о том, что я ничерта не поняла в фильме, - это ничего не сказать. Прошу винить не меня, но Вачовски. Подобный отрицательный кинематографический опыт заставляет меня относиться к первоисточникам более чем уничижительно. То же самое приключилось со мною и "Реквиемом по мечте" (а ещё моя невозможность принятия Джареда Лето в качестве актёра, это смешно, ей-богу!), с книгой, по которой сняли это безобразие, мне ещё предстоит в скором времени ознакомиться (да будут благословенны игры на ЛайвЛибе).

Собственно, я впервые читала книгу Дэвида Митчелла, которые, кстати говоря, довольно-таки нелегко найти, достать, приобрести. Благо, его часто допечатывают. Казалось бы, с чего такая популярность?
Подумывала начинать с Литературного призрака или Сон №9 , но фортуна распорядилась по-другому.

Вы спрашиваете, каково моё мнение? Да такое же, что и от фильма, - никакое.
Это так всегда с букером? У вас тоже?
Бедняга Дэвид, он даже не выиграл...

Ладно. Поплюю на руки, схвачусь за черенок лопаты. Давайте копать. Надеюсь, не выкопаю себе могилу.

Структура не то, чтобы сильно очевидна, после первой половины догадаться много проще. "Облачный атлас" - это более современный взгляд на Если однажды зимней ночью путник... Кальвино, но лучше проработанный.
Если произведение Кальвино было набором совершенно бестолковых зачинов рассказиков, грубо склеенных вязкой кашей пустопорожних философствований рассказчика слэш читателя (не осуждайте, во времена Итало это было стильно, модно и молодёжно!), то "Атлас" - это набор повестей, временами интересных и достойных, перекликающихся главным авторским замыслом.
Фишка кроется в том, что повести, а их шесть штук, благополучно разрезаны Митчеллом пополам (кроме той под номером 6), и сшиты в виде книги в порядке: 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1.
Довольно-таки забавный приём, но уж очень прост. Почему бы не взять и пойти по пути Кортасара ? Или это стало бы непростительно грубым заимствованием? Автор, конечно же, имеет ввиду круг Сансары, но это уж слишком в лоб.

Читая первые две истории: дневник Адама Юинга и письма Роберта Фробишера, я радовалась тому, что наконец читаю хорошо написанную литературу. Да, такое случается со мной слишком редко, чем я могла бы того желать.

Увы, вся моя радость, разбилась об историю номер 3 - про журналистку Луизу Рей, больше похожую на очередной современный триллер/детектив и тому подобное. Я в курсе, что автор занимался исполнением разных литературных стилей на бумаге, но это не отменяет того факта, что история глупа до безобразия.

Потом пошёл абсурдный бред о Тимоти Кавендише, который был в меру забавный, но потом скатился в некое подобие Процесса и Над кукушкиным гнездом , и поверг меня своей допотопностью в какую-то скуку и уныние.

Сонми-451 была одной из немногих причин моего интереса к "Облачному атласу". Пожалуй, в этой истории Митчелл вбивает нам в головы свою идею более чем интенсивно. Но этот корпоративный мир будущего, этот киберпанк и вопросы искусственно созданной жизни... Запахло Филипом Диком, а? Но то шестидесятые, а тут 2004 год. Мог ли Митчелл предложить что-то свежее, чем подспудное рабство или большой Брат? Мог, должен был.

Последняя история написана в постапокалиптическом ключе, когда уживаются бок о бок технологии невероятного, запредельного уровня и средневековый образ жизни (если не раньше). Ключевая история для темы реинкарнации, духовного возвращения, этой беготни по кругу, но и закрепляет главную тему - падения цивилизации. С этой же истории сама книга начинает наступать себе на хвост.

Связь, так сказать, поколений метафорично представлена родимым пятном в виде кометы на разных частях тела у главных героев. На мой взгляд, то было лишнее, и, цитируя Митчелла же, "отдаёт травой и хиппи".
Взаимосвязь героев очевидна через мелкие, но заметные фрагменты: дневник Адама Юинга читает Фробишер, который переписывается с Сиксмитом, который сводит знакомство с Луизой Рей, журналистское расследование которой попадает в руки Кавендиша-редактора, который по дороге в "отель" отмечает заводы по созданию клонов на горизонте, затем Сонми, созданный клон, замышляет революцию, с результатами или отсутствием оных мы сталкиваемся в исповеди Закри, жителя мира после большого и громкого БА-БАХ!

Тут можно отметить ещё одну интересную закономерность, а именно, способ передачи информации.
Адам Юинг пишет дневник. Роберт Фробишер пишет письма, но, помимо прочего, сочиняет секстет.
С Луизой Рей сложнее, ведь она читает письма Фробишера Сиксмиту, да и Сиксмит сам пишет свой таинственный и очень важный отчёт, но правда откроется в следующей истории. Окажется, что "Расследование Луизы Рей" - это роман, неведомыми путями попавший на редактуру Кавендишу.
А что с Кавендишем? В "Оризон Сонми-451" мы узнаём, что "Страшный суд Тимоти Кавендиша" - просто не самый хорошо снятый фильм. А оризон окажется записанной голограммой интервью Сонми, этой богини далёкого будущего, перед её уничтожением.
Тогда как быть с шестой историей? В ней никто ничего не пишет и не снимает на плёнку или голограмму. Но давайте обратим внимание на то, что историю нам рассказывает устно некий Закри, повествующий о своих приключениях.
Интересный ход, передача информации всё сложнее и сложнее, но мы всё равно возвращаемся к тому, что человеческие память и голос - лучшие и самые надёжные сказители.

Очередная забавная деталь - десятидневная неделя, причём, кажется, во всех историях. Или это игры перевода, но было бы забавно, будь действительно так.

К сожалению, Митчелл принимает своих читателей за обезьян, недавно спустившихся с деревьев.
Вот его главные мысли, которые он будет писать и писать на страницах, пока они точно не вклинятся в наши головы:
а) неудержимая тяга к власти всегда приводит к катастрофе;
б) человечество стремится к саморазрушению;
в) всегда найдётся козёл отпущения, которого будут давить и топтать;
Повторяем вышеперечисленное, пока нас всех не сожжёт ядерный пепел.
Вот вам и круговорот рождения и смерти.

Очень по-западному, не находите? Ну там, Шпенглер и всё такое.

Митчелл так усиленно высмеивает в своём "Атласе" голландцев за то, что они ввозили рабов пачками в Новый Свет? Англичане не лучше, сколько народу погубили своим лицемерным колониализмом.
Человека западного эта книга должна пугать и возмущать больше, чем меня? Думаю, да.
Русский человек был всегда далёк от понятия цивилизации. Мы даже не европейцы. И не азиаты. Что-то средненькое. Может, оно и к лучшему?

Я бы посоветовала книгу тем, кто слишком уж сокрушается насчёт обилия не белых актёров в современных фильмах/сериалах. В ней много самобичевания по поводу расизма и иже с ним.

Сумбурная выходит "рецензия". Упомяну ещё под конец, что история Сонми-451, приглянувшаяся мне больше всех остальных, напоминает мне смесь рассказа Сорокина Ю и Greg Keyes - The Infernal City .

Оценку роману я ставлю за его вторичность и очевидность. Написан он интересно и не без вкуса, но какой смысл в этом, если мне втирают аж одиннадцать раз одно и то же?
Я не целевая аудитория, Митчеллу не удалось наладить со мной контакт. Иногда казалось, что автор потерял предоставившиеся возможности, сделав упор на гуманность и проблемы глобализации. Либо сознательно не желал развивать свои историйки в самодостаточные произведения, насильно нанизав эти разрозненные кусочки на шампур безликой повести о "страшных и злых корпорациях".

Пы Сы.
Пересмотрела кинцо. Вполне неплохо и даже всё понятно. Атмосферу они сменили кардинально.
Гримёры постарались, но этот перец - это что-то с чем-то.
Как думаете, их сейчас обвинили бы в культурной апроприации и расизме?

картинка fus

Книга прочитана в рамках учебной программы 2 "В" класса игры Школьная вселенная